Какие сезонные изменения происходят зимой в лесу. Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной

Задачи:

  • на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
  • учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
  • воспитывать бережливое отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • иллюстрации картин природы,
  • картинки с животными,
  • карточки с заданиями,
  • карточка – художественное описание времён года.

I. Вступительная часть.

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:

- уважать позицию товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.

II. Презентация каждой группы.

Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.

По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года

III. Актуализация знаний.

С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.

Выберите правильный ответ, обсудив в группах.

  1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
  2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.

Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.

На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.

Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?

Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

IV. Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Физминутка.

Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем -
Крылья сложили назад.

V. Неживая природа.

Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.

VI. Живая природа.

Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.

Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.

А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.

Как, в какие группы можно объединить этих животных?

VII. Птицы.

На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.

Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?

VIII. Блиц-турнир “Знайка”.

  • для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
  • для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
  • для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
  • для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?

IX. Экология.

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).

X. Заключение.

Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,

делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу.

Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили?

Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.)

Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.)

Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками).

Какие правила мы еще не назвали?

3. Повторение и обобщение пройденного.

Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан)

В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.)

А в какой природной зоне? (Лесной.)

Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.)

Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.)

Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)

4. Изучение новой темы.

Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали?

1) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О каком времени года строки? (Об осени.)

Какие изменения произошли в неживой природе?

На доске:

Долгота дня

Количество ясных дней

Температура воздуха

Осадки

Подслушаем разговор двух деревьев.

Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)

Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев?

Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93)

Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)

- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их.

Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.)

На балет дуб детей одевает без затей.

Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)

Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их.

Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)

Физкультминутка.

Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.)

Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.)

Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов.

Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз.

Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.

Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения.

(Заслушиваются сообщения детей.)

Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.)

Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме – суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)

Белая дорога… Кружит белый пух:

То летят снежинки роем белых мух.

Белая дорога, белые дома…

Это наступила русская … (Зима.)

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану)

Деревья зимой спят.

Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию.

На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 – ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 – спят – медведи, барсуки, ежи, еноты.)

Викторина о животных.

На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5).

У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному.

1. У кого зимой появляются детеныши? (2)

2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5)

3. Кто к зиме собирается в стаи? (4)

4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1)

5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3)

6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4)

7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3)

8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5)

9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1)

3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап – весна настала!

Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.)

А какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный.)

Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения).

На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)

4) – Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета)

Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши – весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их!

Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)

5. Итог урока.

- Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса.

Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

Оценки за урок.

Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)

Разделы: Начальная школа

Цель: создание комплекса условий (содержательных, методических и организационных) для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

  • обобщить и систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях зимой;
  • учить объяснять причины и последствия зимних изменений в природе;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией, делать выводы;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Слайд шоу “Лесная зона. Зима”.
  3. Кроссворд “Кто оставил след?”.
  4. Запись литературных произведений: “Как родилась зима”, Г.Скребицкий “Заглянула Зима в лес…”.
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Гербарий хвойных растений зимнего леса.

I. Организационный момент. (Слайд №1)

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Какие картины вы увидели? Какие звуки природы услышали?

Белая дорога... Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома...
Это наступила русская зима.
Быстро мчатся санки с ледяной горы.
И хохочет ветер в уши детворы. Н. Берендгоф

II. Определение темы.

Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами –
Не созерцанье, – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…

Андрей Вознесенский

Вы понимаете, что значит “созерцать” природу? А “со-серд-ать”? Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление “пригвоздило” вас когда-либо?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа “Изменения в природе зимой”. (Слайд №3)

Когда начинается зима? Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному? (Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрыта снегом; а 1 декабря – это начало зимы по календарю.)

ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА

Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено...
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не могла!

Как вы думаете, в этом году зима наступила? Докажите.

Послушайте сказку “Как родилась зима”. (прослушивание сказки на магнитном носителе).

Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зеленый Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни Берёз. Дубы – стародавние песни Дубов. Ивы – задумчивые песни Ив. И все вокруг пело. Пела Речка. Пел Лесной Родничок. Но звонче всех пели, конечно, птицы.

Так жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни: и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу. Но однажды неведомо откуда налетел злой холодный Песнеед. Испугался Зеленый Лес. Затрепетал, побледнел, пожелтел. А страшный Песнеед стал доедать все песни подряд.

Угрюмым стал Лес. Он уже не пел, а печально шумел. Жёлтый Лес, Осенний Лес. А потом и шуметь перестал. Листья его потускнели и опали.

И всё умолкло. И Речка умолкла. И Лесной родничок. А птицы стали собираться в тревожные стаи.

И всем стало грустно в лесу: и Оленю, и Лисице, и Белке, и даже Зайцу, которому Медведь на ухо наступил.

В лесу становилось всё тише, тише. И вот у каждого осталась одна последняя песня:

У птиц – предрассветная песня заветная, У речки – самая незаметная, У родничка – словно горстка монеток. Последние песни блестят между веток: Вот песня Осинки, вот песня Березки, Вот песенка Эха – одни отголоски.

Случилось так, что забрёл в этот лес Старичок-Снеговичок. Удивился он, почему не слышно пения, которым славился этот Лес. И сказали ему звери:

Страшный Холодный Песнеед разгуливает по лесу и поедает все песни.
Помоги нам, – сказали звери. – Спаси последние песни Леса.

Взмахнул рукавами Старичок-Снеговичок и вытряхнул из своих рукавов тысячи тысяч снежинок. Они падали, падали и легким пушистьм одеялом покрывали последние песни. Речка покрылась льдом. Родничок тоже. И там подо льдом была спрятана его песенка, словно горстка серебряных монеток. Снежным пухом закутал Старичок-Снеговичок и песенку Березки. А птицы унесли свои песни в тёплые края до новых добрых времён.

Ни одной песни не мог отыскать злой Песнеед в Белом Лесу. Засвистел он и умчался неведомо куда.

Тихо, спокойно стало в Лесу. Так родилась белоснежная Зима.

Кто оказался коварным непрошенным гостем? (Песнеед.)

Какого гостя ждал весь лес? За что вы любите зиму?

2. Работа по учебнику с.85

Послушайте, как описал зиму Г. Скребицкий. Что нового для вас он подметил в зимнем лесу? Зачитайте наиболее понравившиеся отрывки из текста. (Выборочное чтение)

Картина 1. Зимний лес. (Стоят лесные богатыри чинно, спокойно, в тяжелых снеговых шубах, белоснежных шапках.) Подтвердите словами из текста.

Картина 2. Следы на снегу

Подумайте, какие еще картины вам хотелось бы добавить в рассказ? (О птицах, зверях, зимних забавах.)

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты!
Он повисает на ветвях, как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине – осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.
Рисует по утрам мороз узоры на окне,
Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

Г. Скребицкий

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

3. Разгадывание кроссворда “Кто оставил след?”.

Ученики доказывают правильность своих ответов.

Ответы: по горизонтали – 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница.

По вертикали – 1. Барсук. 2. Бобёр. 5. Заяц.

Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным покровом окутал землю. Многие животные впали в спячку или спрятались по норам. Часть из них, особенно в суровые январские морозы, впадает в дремотное состояние, другие выходят из нор лишь за пищей. Зимой животным страшен не столько холод, сколько бескормица.

Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? (Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.)

Почему животные впадают в зимнюю спячку? Назовите таких животных.

У биологов есть научный термин – гибернация, что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

Животные ложатся спать. Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется “гибернация”. Во время гибернации звери “довольствуются малым”: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным. Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

Картина 3. Калейдоскоп животных. (Слайд №5)

Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса.

Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове “медведь”: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк -хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает “прыгун”. Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит “бурый”, “коричневый”).

4. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 83. Отгадайте загадки и скажите, что еще вы знаете об этих животных.

На какие группы можно разделить этих животных? (По способу зимовки:

1) ищут корм, всю зиму активны – лисы, волки, лоси, кабаны;

2) спят – медведи, барсуки, ежи. Многим животным помогает перенести это тяжелое для них время года зимняя спячка. В полусонном состоянии находятся барсук и белка. Только в сравнительно теплые дни белка выходит из гнезда и отправляется к своим запасам, к вечеру она снова возвращается я свой домик (гайно). Барсук же охотится ночью. Этот неповоротливый и неуклюжий зверь, ростом с небольшую собаку, благодаря запасам жира в зимнее время обычно спит, но в теплые зимы частично бодрствует. Барсуки - звери полезные, теперь очень редкие, нуждаются в строгой охране.

В глубокий сон впадают бурундуки и ежи. Температура их тела понижается иногда до 2-4°. Ежи, например, при этом теряют полностью чувствительность и не просыпаются даже в пасти лисицы!

3) используют запасы пищи, приготовленной на зим у. Чтобы легче пережить голодное время, многие наши звери и птицы запасаются на зиму “провизией”. Бурундук, например, делает большие склады семян и различных клубней растений. Поэтому нора у бурундуков состоит из двух отделений: гнезда, где он спит, и кладовки - для еды. Зверек очень чистоплотен: в ответвлениях от гнезда устраивает он себе “туалетные комнаты”. Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов! Небольшие запасы под корой и в щелях деревьев оставляют на зиму и некоторые птицы: синицы-гаички, поползни. Совы в дуплах заготавливают мышей-полевок. Таблица способов зимовки зверей.

Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете?

IV. Работа в парах. Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: I – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

  1. У кого зимой появляются детеныши? (2.)
  2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
  3. Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
  4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (I.)
  5. Про какого зверя так говорят: “Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный”? (3.)
  6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
  7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
  8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
  9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

Подумайте, кто это мог пожаловаться: “Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто”.

Спаси птиц

Посинели от холода птицы, потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми, чтоб совсем не замерзли они. Г. Новицкая

Ещё о двух интересных птицах нам расскажут ребята.

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

V. Обобщение изученного. Работа на доске: составление схемы.

VI. Итог.

О чём вы расскажете дома после урока? Что особенно заинтересовало вас?

Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

«Золотая осень» - Я осень рисую. Рисуем осень. Вот что у нас получилось. И сад я рисую коричневым цветом, И персики всюду блестят, как планеты. Поможем взрослым выкопать картошку. Золотая осень. Мы возьмем ведерки, да и в путь дорожку. Игра «Не промочи ноги». Праздник. Рисую я осень. И желтые травы, и желтые листья, укрывшие землю, как шубкою лисьей.

«Природа осень» - Где-то листья опадают раньше, а где-то позже. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. Начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые. Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Тема урока. "В гости к осени". Тема урока "В гости к осени". Заморозками называются лёгкие утренние морозы.

«Осенние изменения в природе» - Скоро осень... Посмотри на деревья! Понимающим - ясно: Обольстительно, вкрадчиво осень вступает в права! Краски осени. Увидеть в обычном необычное. Радуга цвета. С наступлением осени, какие цвета доминируют? Осенние изменения в природе «Осень- погод восемь». Выставка. « Дары природы». Урок рисования.

«Природа осенью» - …А ночи длиннее. Всё чаще небо заволакивают тёмные тучи… Листья рябины, Постепенно начинается листопад. Желтеют листья клёна, берёзы, осины. Берёзовая аллея. Основное изменение в неживой природе –похолодание - влечёт за собой изменения в живой природе. В реках. С приходом осени листья растений меняют окраску.Деревья подготавливаются к зимним холодам.

«Листопад» - Воспитатель: Правильно. находится в завянувшем листе. Посмотрите – роща золотом одета! Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Дети: Сосна, ель, пихта. Летом солнце светит долго. В листьях происходят удивительные превращения. Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы.

«Лес осенью» - 3. Опавшие листья перегнивают и превращаются в минеральные вещества, необходимые растениям. Зачем же листопад нужен дереву? Зелёный лист не так-то легко оторвать. Бывает ли листопад у хвойных деревьев? Сезонные изменения в лесу « Осень». Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья. Ядовитые растения леса.

Всего в теме 16 презентаций