Куклы и марионетки. Сказкотерапевтический тренинг «Изготовление куклы-марионетки Изготовление марионетки

Кукла марионетка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рукоделию "Кукла-марионетка из мишуры"- клоун Новогоша

Автор: Миронова Татьяна Викторовна, старший воспитатель, воспитатель Детского сада «Берёзка» филиал МБДОУ детский сад № 3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области.
Мастер-класс рассчитан на воспитателей и педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста, школьного возраста, студентов, родителей. Может быть полезен для педагогов - психологов, аниматоров. Для широкого круга читателей, интересующихся театром кукол.
Назначение мастер-класса – хорошая идея на новый год, день смеха, в день рождения, на выпускном вечере, постановка интересных номеров на утренниках, праздниках, в домашнем мини-театре, загородном лагере, можно использовать как тренинг по сплочению коллектива.заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дошкольников. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления и управления куклой-марионеткой из мишуры.

получить эмоциональное удовольствие от работы в коллективе;
создание куклы-марионетки по нетрадиционной технологии; развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности; укрепить эмоционально-позитивные межличностные отношения педагогов.
Историческая справка: Марионетка (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.
Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста» (вага), посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения. Такие куклы могут ходить, бегать, плясать и даже ползать в умелых руках кукловода.

Мастер-класс по рукоделию "Кукла-марионетка из мишуры"- клоун Новогоша.

Театр кукол –явление древнее, но не теряющее своей привлекательности и поныне. Чтобы окунуться в его волшебный мир, нужно совсем немного: желание, хорошее настроение и немного свободного времени. Сделать куклу-марионетку под силу даже старшему дошкольнику. И поверьте, ваши старания будут вознаграждены, когда вы увидите неподдельный детский восторг. Ведь ни один ребенок не сможет отказаться от игрушки, которая оживает в его руках.
Куклам передается то настроение, с которым мы их творим. Наш персонаж трогательный и веселый! Представьте себе свою куклу. Улыбнитесь и приступаем.

Расскажу я вам друзья
Есть идея у меня.
Нужно проявить терпенье,
Иметь отличное настроение.
Надуваем шарик - это голова,
Руки,ноги куклы - это мишура.
Нитки привязали и готов артист.
Выступим на сцене - зритель крикнет:"Бис!"

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

На этом мастер-классе мы займёмся изготовлением и оживлением куклы-марионетки из мишуры. Я предлагаю отказаться от традиционной ваги (с помощью ваги один кукловод управляет куклой-марионеткой). Моей куклой управляют три человека. Это легко и весело.

Для работы нам потребуются следующие материалы и инструменты:

Основные:
- мишура – 1 м. 20 см (можно 1 м.)
- 2 шт. мишуры – 2 м.
- 2 деревянные палочки (по 17 см.)
- 4 крышки, от бутылок газированной воды
- 4 гвоздика (декоративных)
- два вида проволоки(толстая и тонкая)– можно взять только проволоку для
бисера
- толстые нитки (капроновые нитки для обуви)
- воздушный шарик
- палочка с насадкой для воздушного шарика
- молоток

Ножницы
Вспомогательные:
- глаза (из магазина)
- поролоновый нос (из магазина)
- поролоновые уши (из магазина)
- колпачок (из магазина)
- красная самоклеящаяся бумага 5см.x 6см.
- шаблон детской руки (19 см.)
- фломастер
- фольгированный изолон(новый вид изоляционных материалов)2шт.=20см.x24см.
или 1 кусок = 40 см.x 48 см.(можно использовать только 20 см. x 24 см.) ,
можно заменить картоном
- двухсторонний скотч
- пассатижи (если проволока тонкая, то пассатижи не пригодятся)


Итак, приступаем!

Ход работы

Изготовление ног Новогоши.

1. Делаем заглушки. Возьмите две деревянные палочки, декоративные гвозди, 4 крышки от бутылок газированной воды. Сначала с помощью молотка в середину крышек вбейте гвоздики. Затем крышки с гвоздиками аккуратно забейте на концах палочек. Палочки готовы. Если работу выполняют дошкольники, то этот этап делают взрослые.


2. Берём серебристую мишуру 1м.20см (можно 1м.). Разрезаем пополам. Обматываем мишурой готовые палочки. Крышки держат мишуру, чтобы она не соскакивала. А для прочности берём тонкую проволоку и закрепляем ей мишуру. Я подобрала проволоку под цвет мишуры. Можно использовать проволоку для бисера. Получились блестящие туфельки.


3. Берём синюю мишуру (2м.) и складываем пополам. Начинаем слегка перекручивать одну часть мишуры вокруг другой. В конце закрепляем мишуру между собой. Брюки готовы.


4. На концах синей мишуры получились два «отверстия». Вот в эти дырочки вставляем наши заготовки – блестящие ботинки. А что бы ботинки держались, закрепляем их синей проволокой.


Лишнюю проволоку отрезаем ножницами. Для прочности можно использовать всю проволоку. Ноги Новогоши готовы.

Изготовление туловища Новогоши.

1. Складываем «готовые ноги» (брюки с туфельками) пополам. Берём красную мишуру (2 м.) и продеваем посередине ног. Завязываем три узелка – формируем туловище. Обратите внимание на узелки – сильно не затягивайте! Оставшаяся красная мишура – это будущие руки.


2. Берём палочку с насадкой для воздушного шарика и продеваем её между тремя узелками (как при изготовлении коврика из полосок, так и наша палочка движется вверх, вниз, вверх, вниз). Это основа туловища.


3. Закрепляем толстой проволокой туловище в двух местах, чтобы мишура не скользила по гладкой палочке. Сначала вверху. Лишнюю проволоку отрезаем плоскогубцами.


Может получиться, что при работе красная мишура растянулась, поэтому после закрепления верхней части «пиджака» сначала подтяните низ. Главное, чтобы костюмчик сидел! Вам нравится? Значит, закрепляем низ толстой проволокой.


Остаток палочки отрезаем ножницами. Посередине туловище закрепляем тонкой красной проволокой. Если у вас нет толстой проволоки – можно заменить проволокой для бисера. «Туловище – пиджак» готов.
Если эту часть работы выполняют дошкольники, то они используют толстые нитки вместо проволоки. Но лучше, если воспитатель поможет закрепить эту часть всё-таки проволокой.

Изготовление рук Новогоши.

1. Для шаблона нам нужно обвести детскую ладошку на картоне и вырезать. (Дети с удовольствием обводят свои руки.) Можно самим нарисовать маленькую ладошку. Или ещё упростить – детская варежка. Шаблон готов. Берём фольгированный изолон, на него переносим наш шаблон и вырезаем ладошки.


Если у вас позволяет материал, то вырезаем четыре ладошки. На две наклеиваем двухсторонний скотч. Соединяем с помощью скотча ладошки.
2. Готовые ладошки закрепляем на рукавах пиджака с помощью красной проволоки.


Если у вас нет изолона, его можно заменить толстым картоном. А можно и совсем не делать ладошки, но это уже будет классический вариант.
Вот что у нас получилось.

Изготовление головы Новогоши.

1. Снимаем с палочки (туловища) насадку для воздушного шарика. Надуваем воздушный шарик и закрепляем его на насадке. Надеваем на шарик готовый колпачок с резинкой. Берём готовые детали: глаза, нос, уши и наклеиваем на них двухсторонний скотч. Из красной самоклейки вырезаем рот.


С помощью двухстороннего скотча «рисуем» лицо.

Соединение деталей.

Берём готовую голову Новогоши и с помощью насадки закрепляем её на туловище.

Чтобы Новогоша двигался.

Итак, очередь за соединением нитей управления.
Берём капроновою нить для обуви (можно просто толстую) и отрезаем 6 отрезков. Как вы уже догадались – это для рук, ног и туловища. Так как голова у нас получилась тяжёлая, мы нитку закрепляем на палочке (помните, осталась от туловища) и выводим через верх колпачка.


Вторую нить привязываем к низу туловища – пиджака. Находим колени (складываем пополам ноги-брюки) и привязываем к ним третью и четвёртую верёвочки. Ну а пятую и шестую верёвочки привязываем к рукам.


Теперь наш Новогоша готов к выступлению.
Можно начинать представление!

Управлять марионеткой не так-то просто, так что сначала придется немного потренироваться. Пошевелите каждой ниточкой из стороны в сторону, подергайте то за одну, о за другую. Ну, а когда ваша кукла научится быстро бегать, ловко прыгать и весело танцевать под музыку, приглашайте друзей на представление!


Вот куклы-марионетки, выполненные педагогами.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому представляю наших кукол в действии. Марионетки для профи - 1

Куклы-марионетки для профессионального театра

ЛЕБЕДИНСКИЙ А. М ., художник
1977 г.

М ного веков назад, когда человек создал маску или использовал череп животного с подвижной челюстью, управляемую сухожилиями, родилась марионетка. Свидетельство этому маски и фигурки из терракоты с подвижными частями и отверстиями для. ниточек. Их находят в разных частях света при археологических раскопках.

B музее в Дели хранится маленькая фигура обезьянки из глины c отверстиями для ниточек. Ей около четырех тысяч лет. B Индии найден буйвол из терракоты c подвижной головкой. B Лувре есть фигурка шакала с подвижной головкой, а в Эрмитаже — терракотовый человечек c подвижными частями тела, которого женщины некогда _носили в процессиях в честь бога Нила Асириса.

Маленький театр марионеток найден в Египте. Этот миниатюрный театр, сделанный из слоновой кости и золота, очевидно, был макетом существовавшего театра. Все фигурки имеют подвижные cycтавы, и на них сохранились даже ниточки. Очевидно, такие театры использовались жрецами в религиозных обрядах.

Геродот и Аристотель говорят в своих трудах o существовании кукол на ниточках. O кукольнике — "дергателе ниточек" Патейне, которому разрешалось выступать в театре Диониса, мы узнаем из трудов Атениyса. Это первое упоминание фамилии кукольника. Судя по всем данным, большинство кукол в регионе Средиземного и Эгейского морей были марионетки.

После падения Рима, в Европе кукольное искусство пришло в упадок, но кyкольники продолжали кочевать и ставить спектакли в общественныx местах, часто подвергаясь гонению.

B VII столетии в церквях появились фигуры святых c подвижными головами, руками и ногами. Ими pазыгрывали пантомимы на библейские сюжеты под чтение текстов. Куклы, изображающие сцены рождения Христа, назывались «марионетками», т. e. маленькими Мариями.

B ХI в. кукольники изгоняются из церквей. Тогда их представления появляются на площадях и рынках. Вследствие этого изменилась тематика спектаклей: вместо религиозных появляются сатирические и бытовые сюжеты. B Италии, где куклы были более популярны, родились герои Скарамуче, Панталоне, Пульчинелла и Арлекино, прародители нашего Петрушки.

Из Италии марионетки перекочевали в Англию, Германию и Францию. B середине XV в. во Франции, в Дьепе, в церкви Святого Иоанна было служение мессы, известное как "Мистерия Августа", в которой большие куклы изображали восхождение святой девы в небеса. Это представление марионетками привлекало большое количество паломников из разных стран. Подобные мистepии появились в Англии и в других странах на Западе.

B Индии марионетки считались священными существами, посланными на землю богами, чтобы учить и развлекать людей. Они и по сей день очень попyлярны в этой стране.

B США родоначальником театра марионеток считается Тони Сарж, который в начале века много сделал для популяризации марионеток в стране. Теперь там тысячи кукольников, половина которых работает c марионетками. Наиболее известны Билл Бердс, Даниель Ллордс.

В Чехословакии марионетки очень популярны, и всему миру известен театр Скопы в Праге. B Австрии, в 3альцбурге, существует театр марионеток, котoрый ставит оперы и балеты. Всему миру известен Сицилийский театр марионеток. Большое впечатление произвел на XII конгрессе Международного союза деятелей кукол в Москве Альбрехт Розер из Западной Германии своими эстрадными марионетками.

Baird. Bd. The Art of the puppet. U.S.A. 1965. р. 35.

В наши дни марионетки очень распространены почти во всех странах мира и успешно существуют рядом c другими типами кукол. Все театральные куклы в зависимости от конструкции делятся, в основном, на два типа: "верховые" и «низовые».

Куклы, которые кукловод держит над головой, называются «верховыми». Куклы, которые актер приводит в движение сверху при помощи ниточек, называются "низовыми" или марионетками. Они действуют, как живые актеры на сценической площадке: могут парить в воздухе, делать различные трюки и даже на глазах y зрителей перевоплощаться, распадаться на части и собираться в целое. Марионетками можно исполнять эстрадно-цирковые номера, ставить спектакли, оперы и балеты.

Сценические возможности марионеток неисчерпаемы.

В отечественной периодике почти отсутствует литература по изготовлению кукол-марионеток для профессиональных театров. Поэтому для наглядности мы попытаемся c помощью схематических рисунков ознакомить творческих работников кукольных театров c особенностью низовых кукол.

Куклы-марионетки из дерева.

Прежде чем приступить к изготовлению любой куклы надо сделать эскиз ее в цвете, чтобы хорошо представить, какой она должна быть. От этого зависит не только внешний вид, т. e. костюм и пр., но и ее конструкция и, что не менее важно, устройство ваги. По эскизу необходимо сделать в натуральную величину рисунок куклы, чтобы определить размеры головы, торса и конечностей.

Высота куклы во многом зависит от условий, в которых она будет выступать: если перед небольшой аудиторией, то кукла может быть ростом 50-60 см. Вага делается приблизительно в половину куклы. Чем больше зрительный зал, тем крупнее должна быть кукла, чтобы ее можно видеть c последних рядов. Поэтому в современных кукольныx театрах появилась тенденция вводить живых актеров в масках и куклы иногда крупнее человеческого роста.

Пропорции куклы принято делать немного отличающимися от человека. Пропорции человеческой фигуры считаются классическими, если голова составляет 1/8 часть фигуры, в то время как y куклы принято изготавливать головку, равную 1/6 части куклы и даже больше.

Головки, кисти рук и ступни кукол-мариопеток обычно вырезают из твердых пород дерева, a все остальные части — из мягких пород. Если конечности требуются обнаженные, то их можно делать из круглых палок, которые продают для хозяйственных и спортивных нужд.

Чтобы успешно выполнить резьбу по дереву, следует иметь хорошие инструменты: острые стамески, нож, пилу, рубанок и напильнии. Работать надо на верстаке c тисками и в удобных условиях.

На рис. 1 показан принцип, как вырезать головку куклы-марионетки из бруска. Если нет опыта работы по дереву, то рекомендуем вначале нарисовать головку в фас и в профиль в масштабе 1: 1, a затем вылепить ее из пластилина. Это даст большyю уверенность в дальнейшем.

Для изготовления частей куклы, за исключением ступней, подбирают дерево c направлением волокон по вертикали. На бруске, немногим больше по размеру головки, рисуют профиль будущего персонажа. Заготовку зажимают в тиски и ненуж-ные полоски дерева отпиливают. После этого проводят среднюю линию co стороны лица и определяют большие плоскости c фаса и затылка и отпиливают лишнее. Потом стамесками и ножом вырезают крупные формы (нос, челюсть, подбородок, лоб и уши). При этом не следует мельчить плоскости и вдаваться в детали: формы должны быть обобщенные. После этого головку надо обработать напильником и наждачной бумагой, a затем зашпаклевать, приклеить паричок и покрасить.

По такому же принципу делают грудную и тазовые части корпуса и конечности куклы-марионетки.

У очень полной фигуры торс можно вырезать из одного бруска, так как фигура не должна сгибаться в талии. Обычно же торс куклы-марионетки изготавливают из двух частей: грудной и тазовой.



На рис. 2 показано соединение тазовой и грудной частей при помощи дверной петли. Вместо петли можно применить кусочек мягкой кожи или дерматина, который приклеивают и прибивают.

Соединение тазовой части c грудной делается при помощи петель и проволочной скобы, как показано на рис. 3. B основание грудной части ввинчивают два шурупа c кольцеобразными головками и продевают проволочную скобу, концы которой вбиваются в стороны тазовой части.

B соединении торса применяют деревянный валик и три полоски кожи или дерматина, которые прибиваот к тазовой и грудной частям, как показано на рис. 4. Такое сочленение дает большую подвижность, но только в одной плоскости: вперед и назад.



Но можно изготовить торс, который способен сгибаться в любую сторону. Он также состоит из трех частей, имея поясничнyю часть. Все соприкасающиеся плоскости вырезаны конусообразной формы и соединены между собой через три отверстия шнуром или леской (рис. 5).

Очень важно добиться четких и плавных движений рук куклы-марионетки. B этом большое значение имеют подвижные сочленения в плечах, локтях и в кистях рук.

Существует несколько способов соединения суставов рук. Для сочленения леской или шпагатом (рис. ба) в плечах просверливают по два отверстия, что обеспечивает правильное положение рук. Делают сочленения при помощи мягкой кожи или полосок дерматина (рис. б6), которые вставляют в щели между суставами рук, вклеивают и прибивают. Но встречаются и другие сочленения (рис. 6в): в одной части локтевого сустава и кисти вырезают шип, a в другой — проушину, и крепятся штырями, a плечевое сочленение может быть выполнено двyмя шурупами с кольцеобразными головками или кожицей.



По этому принципу сочленяют и нижние конечности куклы-марионетки (рис. 7а, о).

На рис. 7в показано сочленение, которое выполпяется в тех случаях, когда ноги обнажены (балерина, гимнаст) и когда желают скрыть механизм суcтава и создать впечатление коленной чашечки.



Соединений нижних конечностей c тазовой частью несколько: небольшими петлями (рис. 8a), мягкой кожей или дерматином (рис. 8а"), который вклеивают в щели мест крепления и прибивают.

Для кукол-марионеток акрoбатoв и гимнастов (рис. 8в) рекомендуются проволочные скобы, на которые навешиваются из кожи или дерматина дужки от ног с целью создания большей подвижности в бедренных соединениях.

Для кукол-марионеток танцоров или гимнастов, которым при исполнении эстрадных номеров или упражнений придется двигать ноги вперед, на зад или в сторону, бедренные сочленения делают из парных шурупов с кольцеобразными головками (рис. 8г).

Для более четких движений конечностей и торса требуется несколько утяжелить некоторые части куклы: в предплечьях и голенях надо просверлить отверстия и вложить кусочки свинца. Если кукла-марионетка должна садиться или сгибаться, то к тазовой части прибивают пластинку свинца. Все эти места обозначены на рисунках темными кругами c белыми полосками.



При изготовлении куклы-марионетки с открытой шеей, последнюю вырезают вместе c плечевой частью. B головке вытачивают выемку, в которую выставляют верхушку шеи c шурупом c кольцеобразной головкой и крепят штырем (рис. 9). Выемка должна быть достаточно свободной, чтобы легко поворачивалась головка во все стороны. Обычно же в плечевой части делают углубление, в которое крепят кольцо y верхней части шеи (рис. 10). Отверстие вытачивают достаточно широким, чтобы обеспечить поворот и наклон головки во все стоpоны.

Когда кукла-марионетка собрана и покрашена, приклеен паричок и надет костюм, ее можно подвесить к ваге. На каждой ваге крепят крючок или петельку из кожи для подвески куклы-марионетки в нерабочем положении.


Для управления движениями куклы-марионетки используют рыболовную леску 0,3-0,4 мм или черные нитки Ns 10. Чтобы установить длину лески или нитки для крепления куклы к ваге, надо учитывать расстояние между полом, на котором будет играть марионетка, и руками кукловода (рис. 12).



Порядок подвешивания куклы-марионетки к ваге следующий (рис. 13) : крепят нитку к одному плечу куклы, продевают ее в отверстие в нижнем конце ваги и прикрепляют ко второму плечу, чтобы марионетка стояла на основании станка. Потом привязывают по одной нитке немного выше ушей куклы к нижней планке на вате, чтобы головка куклы держалась ровно и прямо, к пояснице и к планке на ваге. затем крепят нитки к коленям и к верхней планке ваги. Эти лески или нитки должны быть слегка натянуты, чтобы при покачивании планки ножки приводились в движение. И, наконец, прикрепляют нитку y большого пальца одной руки куклы, протягивают ее через обе дужки на ваге, и прикрепляют к другой руке y большого: пальца. При этом обе руки должны быть в опущенном положении.

При работе c куклой вагу надо держать в руке так, чтобы указательный и большой пальцы находились под верхней планкой.

При неаккуратном обращении c куклой нитки могут запутаться. Куклу и вагу, если они не в работе, надо подвесить или убрать. Держа вагу в одной руке, другой рукой закручивают куклу, чтобы все нитки скрутились в жгутик. После этого весь пучок ниток обматывают вокруг куклы и привязывают вагу к кукле. Желательно иметь для каждой куклы мешочек или лоскуток ткани.

При таком уходе за куклой-марионеткой она всегда будет в сохранности.

Будет продолжение.

Оксана Иванова

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Кроме того, изготовление и общение с куклой может быть самостоятельным направлением психологической, педагогической и развивающей работы. В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют Волшебством.

Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой, технология разработана Институтом Комплексной Сказкотерапии. Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое ребенок придумывает выражение лица и настроение куклы, помогает определить его собственную актуальную проблематику.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно для детей и взрослых. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы это всегда медитация. И, главное, в конце работы человек получает замечательный продукт - куклу, которая может жить самостоятельной жизнью.

Таким образом, изготовление кукол-марионеток:

1. Развивает мелкую моторику руки.

2. Развивает фантазию и образное мышление.

3. Развивает умение малыми средствами выражать характер.

4. Развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.

5. Развивает способность к концентрации внимания.

6. Укрепляет союз Ребенок - Специалист - Родитель.

Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. И это неудивительно - ведь в такой кукле частичка души самого близкого человека.

Для изготовления куклы-марионетки потребуются следующие материа лы:

1. Небольшой камешек или красивая бусинка

2. Капсула от "Киндер-сюрприза"

3. Вата (или синтепон)

4. Трикотаж телесного цвета

5. Белая ткань 50 х 50 см

6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см

7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)

8. Нитки, иголки, ножницы

9. Толстая длинная игла

10. Толстая нить (лучше ирис)

11. Украшения.

Взрослый раскладывает на столе все необходимые материалы.

Затем включает спокойную музыку, и предлагает ребенку зажать в кулачке бусинку, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от "Киндер-сюрприза", и родитель просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем необходимо обсудить со ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т. д. Далее приступайте к творческой работе.

1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-сюрприза" (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик" из ткани не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

2. Изготовление "нижнего платья". Для этого возьмите белую ткань 50 х 50 см, найдите середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее "хвостик", который остался на голове куклы. Далее необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.

3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается "нижнее платье". Далее ткань расправляется и также пришивается к "шее" куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.

4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее "подвязать". Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее "водить"). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы "подвязать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку - нить, управляющую руками куклы. На этом этапе взрослый помогает ребенку учить "ходить" куклу.

Можно придумать специальные ритуалы "оживления".

Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание не просто для ребенка. Вы заметите, по мере того, как ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными.

"Оживляя" куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит "себя в руках", учится адекватно выражать свои чувства. Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых, склонных к аутизму детей. Также марионетки могут быть применимы в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

Желаю вам от всего сердца, чтобы эти куклы-марионетки стали добрыми помощниками вам и вашим детям!

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

Вот приблизительно так может выглядеть Ваша кукла-марионетка, конечно если у Вас нет на этот счёт собственных уникальных творческих планов.

За базу, за основу для "психологической" куклы-марионетки, была взята вальдорфская кукла-марионетка. Посмотрите на неё внимательно. Вот примерно это мы и будем делать.

У Вальдорфской куклы нет прорисованного лица. Это для того, чтобы ребёнок или любой играющий с ней мог сам домысливать, допридумывать черты лица кукольного персонажа и менять кукле настроение - от смеха до плача.

В психотерапевтической куклотерапии такое условие не является обязательным.

Итак - изготовление куклы-марионетки - это ни в коем случае не труд швеи-мотористки. Это ПЕРВАЯ ЧАСТЬ психотерапевтической работы это спектакль, особенно если Вы работаете с группой и берёте на себя роль Ведущего.

"Спектакль" означает, что Вы должны работать по некоему сценарию, всё время что-то говорить. То есть, Вы должны дирижировать, создавать в момент работы над куклой сказочную сказкотерапевтическую атмосферу.

Сам "пошив" куклы занимает от силы час или полтора часа. Те, кто имеет навык мастерить и шить, да ещё и взрослые люди, вообще могут изготовить куклу за полчаса - но нам не это требуется.

Создавая куклу, мы отпускаем старое. Или создаём новое - образ будущего. Мы не только творим руками, мы ещё и визуализируем, медитируем, работаем со своими эмоциями, в общем, занимаемся чистой психотерапией...

Куклы, которые мы с Вами делаем, это персонажи нашего Внутреннего Сказочного Королевства.

В процессе изготовления куклы-марионетки, мыперсонализируем , то есть воплощаем в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. Важно не спугнуть этот процесс...

Материалы для куклы-марионетки

  1. Один красивый мелкий камешек, бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.
  2. "Баночка" от киндер-сюрприза.
  3. Чулок телесного цвета (или трикотаж того же цвета)
  4. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы. Размер 50х50 см
  5. Ткань для "верхнего платья" куклы Размер 52х52 см
  6. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы
  7. Игла с большим ушком
  8. Толстая нить
  9. Фурнитура для украшения куклы на вкус...

Куклотерапия: сказкотерапевтическая сессия, день первй, часть вторая

Пролог (сказочный зачин) перед изготовлением куклы-марионетки

Возьмите в руку Ваш камушек или бусинку и под медленную спокойную музыку загадайте то желание, которое Ваша кукла-марионетка должна для Вас исполнить.

Представьте себе,что это желание уже сбылось.

Положите "секретик" в киндер-сюрприз.

А теперь вызовите из Вашего внутреннего волшебного мира образ Той Куклы, которую Вы сейчас будете делать.

(Последнее имеет наибольший смысл только тогда, когда Вы собираете людей, приготовив им много самых разнообразных кусков ткани и фурнитуры, чтобы людям было из чего выбирать и фантазировать. Если же каждый пришёл строго со своим куском ткани,и уже заранее представляет себе - что будет шить, это задание не имеет смысла)

Дайте подсказки для воображения:

  • Кукла-марионетка может быть "мужской" и "женской",
  • кукла может быть ребёнком,
  • животным,
  • молодой или старой,
  • особой королевской крови или простушкой, простачком...

Процесс изготовления куклы-марионетки

Вальдорфскую куклу-марионетку начинают шить с головы.

  1. Баночка от киндер-сюрприза оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки.
  2. Обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет "шея".
  3. Обтягивается ещё одним чулком (или тканью) ещё раз. Это будет парадное "лицо" куклы.
  4. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5 см.
  5. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль "нижней сорочки" и находим у него середину.
  6. Делаем очень маленькое отверстие в середине белого куска ткани и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем "нижнюю сорочку" к шее нашей куклы.
  7. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.
  8. Руки. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем "мешочки", набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.
  9. "Подвязывание" куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла "повиснет" на нити.
  10. Ещё одна нить привязывается (пришивается) к правому и левому запястью куклы.

Кукла-марионетка готова! Теперь осталось сделать ей причёску, нашить на платье аксессуаров, нарисовать при желании лицо. Эти мелочи можно выполнять самостоятельно дома. А можно включить в урок. Всё зависит от того, насколько умелы собравшиеся "кукловоды".

В следующей статье мы разберём третий урок - вождение куклы-марионетки или знакомство с куклой, или "оживление" куклы-марионетки.

РМы будем делать своими руками марионетку - разновидность театральной куклы, которую кукловод (то есть вы!) приводит в движение при помощи нитей.

Нам понадобится:
пластилин
оберточная бумага
акриловые краски
клей ПВА дисперсионный
плоский деревянный брусок шириной около 3 см и длиой 1 м
объемный деревянный брусок длиной около 12 см периметром 4-5 см
остатки белой ткани и немного розовой
брючная тесьма длиной около 50 см
толстые нити (или тонкие шнуры)
канцелярский кнопки, маленькие гвозди и молоток
кисти и карандаш.

Итак, приступаем к работе!

Воспользовавашись нашим предыдущим уроком (дед мороз), изготавлиеваем основу для головы и ботинок в технике папье-маше. Намечаем условный центр и проделываем в лицевой половинке справа и слева от него по два сквозных отверстия слева и справа, как показано на фото.


Продеваем в отверстия шнур, фиксируем петлю при помощи карандаша, делаем крепкий узел и проклеиваем его с изнаночной стороны тремя слоями оберточной бумаги.


При желании, шнур в данном случае можно заменить обычной канцелярской скрепкой или проволокой, плотно закрутив ее концы с внутренней стороны. Используя любой мягкий тряпичный шнур или тесьму, формируем узел, крепим его при помощи клея и кусочков оберточной бумаги к внутренней поверхности будущей головы. Промазываем срез клеем ПВА...


... и соединяем детали между собой. При помощи швейных нитей временно фиксируем конструкцию до полного высыхания клея. Такую же операцию проделываем с половинками туфель.

Пока сохнет голова Поваренка, изготовим вагу - деревянную крестовину, которую будем использовать для управления куклой. Распиливаем брусок как показано на фото, спиливаем наждачной бумагой острые углы и соединяем части при помощи клея ПВА. Пока вага проклеивается, делаем набросок нашего персонажа на бумаге - он понадобится нам для определения длины деталей рук, ног и тела. Воспользовавшись чертежом, распиливаем брусок на кусочки нужной длины.


Раскладываем подготовленные детали на чертеже - постепенно начинает вырисовываться образ нашего Поваренка!

Нарезаем брючную тесьму на кусочки как показано на фото и при их помощи соединяем детали между собой. Важно: руки проклеиваются с внутренней стороны локтя, ноги - с обратной стороны колен. Для дополнительной фиксации места склеивания обматываются несколькими слоями швейных нитей и промазываются тонким слоем клея ПВА.

В поясничной зоне полоски ленты дополнительно фиксируются при помощи кнопок и маленьких гвоздиков. Руки крепятся к плечам как показано на фото. Настал черед головы!


В местах, показанных на фото, наполовину вбиваем дополнительные гвоздики - за них будут крепиться нити управления.


Подсохшую вагу дополнительно укрепляем в месте склейки гвоздиками. Кроме того, наполовину вбиваем гвоздики слева и справа на короткой полосе, и снизу (на самом удаленном конце длинной полосы). В остальных местах делаем петли, как показано на фото. Швы склейки на голове маскируем кусочками оберточной бумаги.

Воспользовавшись простейшими выкройками (здесь в очередной раз может разгуляться ваша фантазия!), изготавливаем передник, брюки, рубашку и колпачок!

Из розовой ткани изготавливаем перчатки, наполняем их ватой или флизелином и приклеиваем к рукам.

Настало время оживить Поваренка: при помощи акриловых красок рисуем ему лицо а потом и наряжаем в заботливо сшитый костюм! Совет: места срезов на ткани можно не пришивать нитками, а проклеить тонким слоем клея ПВА.


На левой руке, обоих ногах и спине, в местах, где расположены гвоздики прокалываем ткань, как показано на фото, закрепляем нити прочными узелками и снова прячем шапки гвоздиков под ткань (длинный конец нити остается пока свободным). Осталось правильно закрепить нити управления (а это были именно они!) к ваге.
Порядок закрепления такой:
1) закрепляем нить к левой височной петле, продеваем ее в центральную петлю ваги (ту, что размещена чуть ниже перекрестья) и крепим другим концом ко второму ушку,
2) нить, закрепленную на спине крепим к гвоздику, разположенному на наиболее удаленном от перекрестья конце длинной палки,
3) нить, закрепленную на левой руке, продеваем в петлю, расположенную на наименее удаленном от перекрестья конце длинной палки ваги, и крепим ко второй руке,
4) нить, идущую от левой ноги крепим к левому гвоздику короткой палки перекрестья ваги, а правую - к правой. Важно: при закреплении нитей ног к ваге необходимо поставить кукулу на ровную поверхность, прижать ступни ног и закрепить к ваге натянутые нити!.
Вот и готова наша кукла-марионетка! Желаем вам творческих успехов!