Обработка бересты. Заготовка бересты

Художественная обработка бересты с XV XX вв.

Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту, из неё делают дёготь, из почек настойку при острой и хронической экземе. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. Из березы делают отличную бересту. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками. В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

В Каменном веке из бересты – коры берёзы, делали супер клей для приклеивания КАМЕННЫХ топоров, пик, ножей, одежды, обуви к дереву или между собой. Учёные определили крепость склеивания как максимально возможную – как сварка по металлу. В Канаде они подглядели способ изготовления клея у Индейцев (сами не смогли его изготовить в современной лаборатории). Индейцы выкапывали ямку в земле вкладывали туда кору – бересту Берёзы и засыпали её землёй. Потом вставляли сверху палку горящим угольным концом и плавили осторожно бересту в ямке без доступа воздуха (если туда попадал воздух всё загоралось и портилось). Береста превращалась в кусочек смолы. Для склеивания эту смолу опять нагревали – клеили КАМЕННЫЙ топор к деревянной ручке,- она остывала и приклеивала камень и дерево как сварка.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «береженые фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент, и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

Изготовление заготовок;

Изготовление орнамента;

Монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

Расслоение бересты

Нарезка полосок;

Разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т. д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется она должна сохранять свой естественный цвет.

С успехом использовалась береста и в более поздние времена. Так, например, во время Великой Отечественной войны многие партизанские отряды, не имея под рукой иного писчего материала, писали листовки и своеобразные «лесные газеты» именно на пластах бересты.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение - собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простудные и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб - чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток.

Но вернемся еще раз к бересте. Береста не только служила "связью" битым горшкам, но и сама являлась посудой и тарой и находила себе применение в каждом русском доме. Различной емкости короба, туеса для сбора ягод, корзинки плетеные и "цельнокроеные" - они, так или иначе, обязаны своим появлением бересте. Потому и общие для них названия берестень или берестен (те, что покрупнее, например, на четверть пуда коровьего масла) и берестничек (они поменьше, обычно под сметану или мед). Однако имелась и более точная их, как теперь говорят, дифференциация. Скажем, туеса - это сравнительно небольшие (не более 15 сантиметров в диаметре) цилиндрические сосуды с тугой крышкой и часто с дужкой на ней. Лукошки делались низкими, открытыми (40-45 сантиметров в поперечнике) и обычно с ручкой. Наконец, самые вместимые, закрытые короба (коробья) служили для хранения одежды, белья, домашней утвари. С коробами, полными мелкого товара (помните: "Эх, полным-полна моя коробушка..."?), ходили по селам торговцы-коробейники, они же лукошники или офени. Лукошко и короб служили даже старинной мерой объема, особенно для зерна.

Для иностранцев визитной карточкой России, помимо медведей и перестройки, стала береста, вот почему они давно восхищаются русскими сувенирами, сделанными из столь экзотичного для них материала.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.

Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к «простонародной» бересте.

Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире - это не просто дань моде. Это - интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, «как дома».

Уют домашнего очага создаётся милыми мелочами. Вот на стене висит связка берестяных тапочек - лаптей, на столе стоят берестяные кружки (кстати, такие кружки не протекают!), а вот - рядками на полках - большие и маленькие узорчатые туеса, в которых хранятся крупы и мука.

Нужно заметить, что содержимое берестяных сосудов не отсыревает, потому что береста впитывает лишнюю влагу.

Но, самое главное - это бактерицидные свойства бересты, о которых, естественно, знали наши, всё ведавшие, предки.

В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими.

называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты : ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

Специальные инструменты для работы с берестой
:

  • Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
  • В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
  • При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
  • При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты :
    Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
    Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
    Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
    Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

    Изготовление Туеса :
    Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
    Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
    Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.

    Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...

Береста - это берёзовая кора, которая является одним из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. С её помощью можно изготовить огромное количество полезных в быту вещей, а также элементов декора. Самые лучшие берестяные поделки получаются только при правильном изготовлении и вкладывании души в работу. Изделия из бересты довольно трудно сделать, однако если есть определённые навыки в рукоделии, можно без труда этому научиться.

Подготовка к работе

Перед тем как изготовить поделку из бересты, необходимо правильно заготовить исходный материал. Именно от его качества и будет зависеть привлекательность готового изделия.

Бересту можно заготовить несколькими способами. Среди них стоит отметить цилиндры, пласты и ленты. Последний вариант пользуется наибольшей популярностью, так как с лентами намного проще работать. Именно его и следует выбирать для начинающих. Поделки из бересты своими руками можно сделать, предварительно заготовив основной материал. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Изготовление поделок

Основы плетения из бересты для начинающих предусматривают использование идеально подготовленного материала. Для этого можно обратиться за помощью к профессионалам в этом деле или постараться самостоятельно выполнить всю работу. Из бересты можно сделать много полезных вещей, таких как корзинки, коробы, спортивные принадлежности, предметы мебели.

Корзина для ягод

Изготовление этой поделки является наиболее простым и быстрым. Для выполнения работы вам не понадобятся особые умения и навыки, а также дорогостоящие материалы. Всё это даёт возможность новичкам пробовать свои силы в рукоделии и не бояться больших потерь времени и денежных средств.

В процессе изготовления корзинки понадобятся следующие материалы и инструменты: подготовленная берёзовая кора, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, дырокол, шаблон.

Процесс изготовления корзины прост и состоит из следующих этапов:

Если вы не знаете, что подарить своим близким на праздник, то решить эту проблему поможет сделанная своими руками поделка из бересты. Для детей и взрослых это будет замечательным подарком, и они по достоинству оценят его.

Плетение короба

Если вы хотите оригинально украсить своё жильё или создать полезную в хозяйстве вещь, то стоит попробовать сплести берестяной короб. Делается он из тонких слоёв бересты, которые предварительно обрабатываются и нарезаются на нужной ширины полоски. Для изготовления короба необходимо подготовить: острый нож, шило с прямыми загнутым стержнем, плоскогубцы, 12 берестяных лент длиной 45 сантиметров и шириной 20 миллиметров, канцелярские скрепки.

Делается короб с соблюдением такой последовательности действий:

Таким же способом можно сделать хлебницу из натурального материала.

Сувенирные магниты

Этот вариант поделки из бересты можно использовать не только в качестве украшения своей комнаты, но и для подарка дорогому вам человеку. Готовое изделие получается красивым и аккуратным. Для воплощения своих идей понадобятся следующие материалы: плотный картон, береста, клей, который при высыхании не оставляет следов, дырокол, ножницы, губка, акриловая краска, точилка, ветка берёзы, маленький магнит.

Пошаговый мастер-класс:

Берестяное панно

Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.

Создать панно можно следующим образом:

Красивый кораблик

С помощью этого мастер-класса можно изготовить прекрасный кораблик, который будет хорошо держаться на воде и не намокать. Готовое изделие станет любимой игрушкой вашего ребёнка, и он не будет расставаться с ней даже во сне. Для кораблика нужно подготовить такие предметы: пласты берёзовой коры, линейка, ножницы, шаблон, дырокол, простой карандаш, клей, деревянные палочки, небольшой кусочек фанеры, морские ракушки.

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)