«Подсолнух». Лепка из пластилина с использованием природных материалов

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 6–7 лет по лепке и аппликации. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке и аппликации. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

* * *

компанией ЛитРес .

Конспекты занятий

Тема недели «До свидания, лето!»

Занятие 1. Плетень с подсолнухами

(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом. Коллективная работа)


Программное содержание. Продолжать учить детей творчески составлять коллективную композицию, используя ранее усвоенные способы лепки. Закреплять умение сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать фантазию и воображение. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Листы картона, пластилин, тыквенные семечки, семечки подсолнуха, тонкие веточки деревьев, стеки, дощечки для лепки.


Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение М. Пляцковского «Подсолнушек»:

Под солнышком,

Под солнышком,

Прямо у дорожки,

Золотой подсолнушек

Застыл на тонкой ножке.

Наверно, важный генерал,

Прославленный всемирно,

Ему однажды приказал

Стоять по стойке «смирно»!

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О подсолнухе.)

– На что похож подсолнух? (На солнышко.)

Предложите сделать плетеный забор, за которым растут

подсолнухи.

Разделите детей на группы по 3–4 человека, дайте каждой группе по одному листу картона. Научите детей делать подсолнухи: сначала нужно скатать из пластилина шар оранжевого цвета и немного приплюснуть его. Потом нужно по краям получившегося круга вставить тыквенные семечки (лепестки), а в сердцевину – черные семечки. Теперь покажите детям, как сделать плетень: нужно скатать много длинных столбиков и расположить их горизонтально в нижней части картона. Для плетня можно использовать и веточки деревьев. На заднем плане нужно расположить подсолнухи. Также можно вылепить круглое солнце, облака.

Тема недели «Что нам осень принесет?»

Занятие 2. Фрукты и овощи

(Цветная бумага. Объемная аппликация)


Программное содержание. Закреплять умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги. Учить детей более точно передавать форму предметов и создавать объемный предмет, складывая детали пополам и частично склеивая между собой. С помощью загадок развивать образное мышление.

Демонстрационный материал. Муляжи овощей и фруктов.

Раздаточный материал. Полоски цветной бумаги 18x6 см, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.


Ход занятия

Загадайте детям несколько загадок об овощах, фруктах и ягодах:

Сидит девица в темнице -

Коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

(Огурец)

Сам алый,

Сахарный,

Кафтан зеленый,

Бархатный.

(Арбуз)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)


Предложите детям рассмотреть муляжи овощей и фруктов и спросите их, какой овощ или фрукт они хотели бы сделать. Каждому ребенку нужно будет взять полоску бумаги цвета выбранного овоща или фрукта и сложить ее втрое гармошкой. Затем наметить карандашом контур и вырезать фрукт или овощ по линии. Получится три одинаковых силуэта. Каждую деталь нужно сложить пополам, нанести клей на одну из половинок. Нужно склеить две половинки разных деталей так, чтобы вторые половинки остались свободными. Потом нужно нанести клей на половинки, оставшиеся свободными, и так же вклеить третий силуэт. Получится объемный овощ или фрукт.

Тема недели «Кладовая природы»

Занятие 3. Корзина с грибами

(Лепка из пластилина ленточным способом)


Программное содержание. Учить лепить корзину ленточным способом, прочно соединяя между собой части. Продолжать учить лепке из нескольких частей. Воспитывать в детях отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.


Ход занятия

Вспомните с детьми русскую народную сказку «Маша и медведь».

Спросите детей:

– За чем Маша пошла в лес? (За грибами.)

Предложите детям помочь Маше набрать грибы в корзинку.

Для лепки корзинки раскатывается длинная колбаска или несколько колбасок, концы которых соединяются между собой. Днище и ручка корзинки лепятся отдельно. На донышко накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем. Сверху прикрепляется ручка.

Тема недели «Царство деревьев»

Занятие 4. Деревья

(Цветная бумага. Аппликация из вырезанных силуэтов)


Программное содержание. Учить детей вырезать сложные симметричные силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги. Продолжать учить составлять красивую композицию на листе бумаги из вырезанных силуэтов. Продолжать расширять знания о разных видах деревьев и их характерных особенностях.

Демонстрационный материал. Предметные картинки деревьев: березы, дуба, клена, тополя, ели, сосны, рябины.

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, прямоугольники цветной бумаги 12x6 см оранжевого, красного, желтого и зеленого цветов; простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.


Ход занятия

На прогулке обратите внимание детей на строение деревьев, формы крон и окраску листьев. Можно поиграть в игру «Подбеги к дереву, которое я назову».

На занятии еще раз рассмотрите с детьми и назовите деревья по картинкам. Раздайте детям по два прямоугольника любого из четырех цветов и предложите сложить каждый прямоугольник пополам по вертикали. На одной из половин нужно нарисовать силуэт половинки дерева так, чтобы линия сгиба оказалась по центру ствола, а затем вырезать. Когда дети развернут заготовленные детали, у них получатся деревья.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий (Д. Н. Колдина, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром -

Сегодня мы пополним пластилиновую коллекцию цветов самым солнцелюбивым цветком – подсолнухом. У многих детишек этот цветок ассоциируется с солнцем из-за ярко-желтых лепесточков похожих на его лучики. Еще подсолнухи обладают интересным умением поворачивать шляпку к солнышку, сопровождая его, таким образом, весь день. Такой цветок станет не только достойным экспонатом вашей коллекции пластилиновой флоры, но и отличным элементом для создания красочных летних аппликаций, композиций и открыток. В данном мастер-классе вы найдете пошаговую фото-инструкцию по созданию подсолнуха из пластилина.

Приготовьте для лепки подсолнуха необходимый инструмент и материал:

  • пластилин лимонного, оранжевого и желтого оттенка для создания лепестков;
  • зеленый и темно-коричневый пластилин для формирования стебля и серединки цветка;
  • проволока для каркаса стебля;
  • лопатка пластиковая для нарезания и фактурирования массы.

Как сделать из пластилина подсолнух

Шаг 1. Итак, приступим к творческому процессу. Создаем из темно-коричневого пластилина серединку подсолнуха. Придаем кусочку массы сначала форму шарика, а затем лепешки. Острым ребром стеки прорисовываем на заготовке сетчатый рельеф, имитируя семечки.

Шаг 2. Для создания красивого оттенка лепестков подсолнуха лучше использовать сразу три тона пластилина. Сначала скатываем бруски в колбаски, а после разрезаем их вдоль на три-четыре части и формируем из этих отрезков трехцветные палочки.

Приплющиваем одну сторону палочек, чтобы при разрезе получались каплевидные пластинки.

Расплющиваем пластинки и придаем красивую форму лучистых лепестков.

Шаг 3. Наклеиваем полученные лепесточки в два ряда к краю обратной стороны серединки.

Внутренние лепестки немного загибаем вовнутрь, а внешние – наружу.

Шаг 4. Из зеленых шариков вылепливаем основу для чашелистиков в виде тарелочки.

Их бортики оформляем острыми листиками такого же тона.

Присоединяем основу с лепестками к зеленой шляпке.

Шаг 5. Из проволоки и зеленого пластилина создаем массивный стебель подсолнуха. Верхнюю часть стебля немного сгибаем. Соединяем крупные бутоны со стеблями.

Поделка из пластилина «Подсолнух» как нельзя лучше вписывается в яркую палитру ; за ее изготовление с удовольствием возьмется каждый ребенок.

За основу мы берем пластилин нескольких цветов: желтого, оранжевого и коричневого.

Перед тем, как сделать подсолнух, из этих оттенков катаем достаточно толстые палочки, которые затем складываем вместе.

Скатываем эту разноцветную колбаску в шарик. Катаем его подольше, чтобы цвета хорошо перемешались между собой.

Теперь делаем из этого шарика палочку, которую складываем пополам.

Тем временем мы берем коричневый и из него делаем шарик.

Расплющиваем этот шарик и зубочисткой наносим на его поверхность рисунок, напоминающий рисунок, который образуют на подсолнухе семечки. Получается сердцевина подсолнуха.

От отложенного в сторону разноцветного жгутика отщипываем небольшие кусочки, придаем им форму лепестков.

Прикрепляем лепестки к сердцевине.

Укладываем лепестки в два ряда (можно – в шахматном порядке), чтобы сделать поделку более натуральной.

Теперь тщательно смешиваем светло-зеленый с небольшими комочками пластилина голубого и черного цвета.

Катаем из этой массы шарик, расплющиваем его и немного сужаем один край. Получается листик.

Картоном или стеком рисуем на листике прожилки.

Листик приобретает удивительное сходство с настоящим листом!

Присоединяем наш листок к цветку подсолнуха. из пластилина готов!

При желании, вы можете сделать несколько таких цветков и создать из них очень выразительную композицию. Можно использовать эти пластилиновые цветы для создания или настенного панно – своими сочными солнечными оттенками они украсят любую поделку.

Наталья Чигирина

Пластилинография – нетрадиционный вид продуктивной деятельности. Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Детям очень нравится рисование пластилином .

Прием, использованный в работе, прекрасно развивает мелкую моторику рук, усидчивость, терпение и способствует и формированию художественного вкуса.

Задачи :

Совершенствование навыков работы с пластилином ;

Способствовать развитию творческих способностей;

Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, цветовое восприятие, фантазию;

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты : картон, карандаш, ножницы, пластилин , доска для лепки, стека, крепированная бумага желтого цвета.

Этапы выполнения работы :

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения подсолнуха .

2. Приготовьте шаблон подсолнуха , вырезав его из картона.

3. От пластилина зеленого цвета отщипывайте небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносите на поверхность стебля подсолнуха .

4. Покройте всю поверхность стебля и листьев зеленым пластилином .

5. На следующем этапе необходимо заполнить середину подсолнуха пластилином черного цвета , слегка его размазывая.

6. Затем будем вырезать лепестки цветка подсолнуха из крепированной бумаги желтого цвета. Для этого сложим полоску бумаги несколько раз и вырежем.

7. Наносим клей на белый ободок шаблона и приклеиваем лепестки по кругу, друг на друга.

8. Оформляем место соединения середины с лепестками пластилином , отщипывая его шариками.

9. Стекой прорисовываем решеточку и прожилки на листьях. Работа готова. Любуемся результатом!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству пластилинография с элементами аппликации «Пасхальное яйцо» в средней группе.

Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Русская березка - символ России, о ней много сложено стихов и песен. Мы, педагоги, знакомим.

Мастер класс для педагогов. Рисование с элементами аппликации, с использованием шерсти и гуаши "Ваза с цветами". Цели и задачи: -закрепить.

Мастер-класс по аппликации из крылаток (семян) ясеня с элементами нетрадиционного рисования «Летний день» Цель: Учить создавать сюжетные.

Непосредственная образовательная деятельность по Образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Аппликация "Снеговик на.

Итак, я решила своих воспитанников познакомить с новой техникой лепки, пластилинографией. Дети средней группы очень любознательны, как.

Эта работа для детей возрастом от 5 до 7 лет. Работа содержит элементы аппликации и рисования Первое что необходимо нужно приготовить круг.

Аппликация из пластилина своими руками для детей от 6 лет Подсолнух. Пошаговая инструкция с фото

Мастер-класс по пластилинографии" Подсолнух" для детей от 6 лет

Творчество Ван Гога на занятиях по по художественному творчеству (лепка)

Автор: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 6 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и творческих людей.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Цель: изготовление подсолнуха в технике пластилинография
Задачи:
-познакомить с техникой рисования пластилином;
-учить создавать картину с подсолнухами в технике пластилинография, основываясь на беседу о творчестве Ван Гога, создавать свой собственный стиль;
-совершенствовать навыки лепки полученные ранее;
-воспитывать интерес к работе с пластилином.

Здравствуйте, уважаемые гости! Во всём мировом искусстве не так просто найти личность, сопоставимую по яркости и значению с голландским живописцем Винсентом Ван Гогом. Это художник яркой и трагической судьбы, оказавший влияние, помимо живописи, на очень многое в мировом искусстве и в общественном сознании нескольких поколений. История насчитывает не так много живописцев, которые больше, чем просто художники. Среди них-Ван Гог.


В его коллекции более 800 картин и столько же рисунков. Художник часто писал цветы: розы, гвоздики, мальвы, маргаритки, маки, васильки… Но самым любимым цветком был подсолнух - символ Солнца, радости и обновления. "Подсолнухи" Ван Гога также известны, как "Мона Лиза" Леонардо или "Черный квадрат" Малевича. Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Его "Подсолнухи" - это больше, чем просто картины.
"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью. "
Винсент Ван Гог
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100.


За краски и кисточки этот человек впервые взялся уже в зрелом возрасте, когда ему было около тридцати лет. До этого он прожил весьма насыщенную событиями жизнь: бродяжничал, жил на грани нищеты, был проповедником, нёс Божье слово шахтёрам-рудокопам, был отвергнут любимой девушкой. Он жил на грани отвержения обществом, ни в ком не находя понимания, кроме своего брата Теодора - вполне успешного парижского коммерсанта, торговавшего картинами. Благодаря влиянию младшего брата и стал художником Ван Гог. "Подсолнухи" - это вершина его творчества. Однако за десять лет иступлённой работы Винсент создал не одну сотню холстов и графических работ. Пусть не сразу, но он пришёл к своему уникальному стилю в живописи, его работы стали узнаваемыми с первого взгляда.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72.


В одном из его писем к брату Тео он писал: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз.
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61.


Взлёт его творчества наступил после переезда в Париж и знакомства с творчеством модных в то время французских импрессионистов. Но Винсент смог пойти гораздо дальше своих современников. Позже его творчество искусствоведы обозначат специальным термином - постимпрессионизм. Оно знаменует высшую ступень развития живописи, во многом предопределившую всё развитие искусства в двадцатом веке. Никто до Ван Гога не смог так изобразить видимый глазу мир, где на первый план выходило не визуальное правдоподобие, а отношение к изображаемому.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арель, январь 1889. Холст, масло, 101х77.


Творчество Винсента Ван Гога не находило признания у современников. Уж слишком это было не похоже на то, к чему привык обыватель. Художник жил в нищете, с голоду умереть ему не давал младший брат, он же снабжал его материалами для живописи. Но даже профессиональный торговец смог продать только одну работу своего брата. Жители южного французского городка Арля, где Винсент жил последние годы, считали его безумным, а его творчество - мазней сумасшедшего.
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69.


Первые четыре картины с подсолнухами были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 год. Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца». Туда Винсент созывает собратьев-художников, он мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он мечтает назвать «южной мастерской».
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58.
Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.


Винсент Ван Гог: Сад с подсолнухом.


На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, - я пишу большие подсолнухи. Последняя картина - светлое на светлом - будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи - ничего больше... Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно - целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета, даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!
Винсент Ван Гог.Автопортрет в соломенной шляпе. . 1887. Картон, масло,...
Стул Винсента с трубкой.


У Ван Гога был особый, уникальный мазок кистью, его картины узнавали сразу(фрагменты картин).


Пускай меня простит Винсент Ван-Гог
За то, что я помочь ему не мог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис,
Лимонный крон и темно-голубое,-
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог
(Арсений Тарковский)
Для Ван Гога не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, - писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса.
Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи
Художник Поль Гоген


Материалы и инструменты:
-лист плотной бумаги А4
-пластилин, стека
-гуашь, кисти
-баночка, тряпочка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с предварительного наброска карандашом. Нам нужен лишь лёгкий рисунок расположения цветка на листе бумаги.


Затем приступаем к рисованию пластилином. Синим пластилином рисуем фон неба, принцип рисования как восковыми мелками по бумаге(растираем пластилин). Облака оставляем белыми.


Затем фиолетовым пластилином дополняем фон неба, выделяем облака. И приступаем к сердцевине цветка, здесь мы будем примазывать пальчиками маленькие кусочки коричневого пластилина к бумаге.



Затем рисуем жёлтым пластилином на лепестках.


Добавляем в лепестки оранжевый цвет.


Сердцевину подсолнуха украшаем чёрным пластилином. Маленький кусочек пластилина набирается на стеку и размазывается по коричневому цвету.


Далее там же стекой делаются надрезы в шамотном порядке. Из салатового пластилина скатываем длинную и тонкую колбаску-это стебель, придавливаем её к основанию листа в нужном месте. Набираем на стеку маленькую порцию жёлтого пластилина и примазываем к стеблю, создаём оттенки цвета.


Затем нам нужно смешать оранжевый и жёлтый пластилин, но не до однородной массы. Катаем тонкие колбаски и выкладываем контур сердцевины подсолнуха.


Затем лепестки.


Продолжаем смешивать пластилин, и вылепливаем из полученной массы лепёшки в форме лепестков. Маленькие лепестки размещаем вдоль кантика сердцевины, их мы немного деформируем в свободной форме, тем самым создавая объем цветка.




Затем листья подсолнуха. Скатываем колбаски салатового пластилина, выкладываем их на листе в форме листиков возле стебля, примазываем внуть.