Презентация на тему архитектура древнего рима. Презентация по мхк на тему "архитектура древнего рима" Архитектурные сооружения древнего рима презентация

Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация. Приложение 1
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

Ход урока

I. Организационный момент

Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

II. Новая тема

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
  2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
  3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

1. Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

2. Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

3. Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

4. Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

III. Закрепление изученного на уроке

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

IV. Домашнее задание

Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

Литература

  1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
  2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
  3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
  4. ru.wikipedia.org
  5. mystic-chel.ru
  6. uchportal. ru

Слайд 1

Архитектура древнего Рима

Слайд 2

Римский форум

Слайд 3

Неразрывно связанный с жизнью Рима и развитием его урбанистики, Форум ознаменовал существенно важные этапы в истории города, объединив в одном – единственном месте все стороны общественно-политической и экономической жизни. Форум, простирающийся на площади около 500 метров между холмами Палатин, Капитолий и Эсквилин, в самом начале своего существования был огромным болотом, осушенным путем сооружения целой сети каналов (одним из которых стала знаменитая Клоака Максимус), куда собирались все воды, текущие в Тибр. Кажется, что название Форума, родившегося как место для торговых рядов,
Римский форум
Идеальная реконструкция Римского форума (Дирекция Палатино).

Слайд 4

когда еще на различных холмах существовали отдельные поселения, произошло от слова "форас", то есть, место за пределами жилого центра. После объединения города в единое целое, Форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места, а вдоль всего Форума, густо застроенного храмами, посвященными культу основных божеств и знаменитым обожествленным римлянам, базиликами, местами судебных процессов и торговых сделок, протянулась Священная дорога, Вия Сакра, по которой в дни празднеств двигались торжественные процессии и с триумфом проходили победоносные войска. Форум интересен своим Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память о выдающихся событиях. Среди трофеев особого внимания заслуживают знаменитые ростра вражеских кораблей, потерпевших поражение в битве, украшавшие трибуну деи Ростри. С нее
Римский форум

Слайд 5

выступали ораторы, увлекая толпу: отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Но за моментами великолепия последовал постепенный упадок, и сначала Форуму пришлось уступить место новым форумам эпохи империи, после чего, он, вместе со всей римской цивилизацией, потрясенной нашествиями варваров, погрузился в мрак долгого Средневековья. В прошлом веке, однако, возник интерес к археологии и начались систематически ведущиеся раскопки. Из многочисленных находок Форума, нам придется ограничиться только теми,
Рельеф с фигурами римских сановников (Римский форум).
которые как нельзя лучше характеризуют его три фундаментально важных аспекта: политический, судебно-административный и религиозный. Однако, было бы несправедливо неупомянуть о его декоративных элементах, таких как триумфальные арки Тиберия и Септимия Севера, огромное количество статуй, колонн, а также, часовенок, лавок, фонтанов и других менее значительных сооружений.

Слайд 6

Была воздвигнута в 203 году н.э. в честь императора Септимия Севера и его детей Каракаллы и Геты. Эта массивная трехпролетная арка шириной 23 метра является одной из самых крупных существующих мемориальных арок. Надпись на обеих сторонах аттика напоминает о победах Септимия Севера в войнах, в том числе над партами и арабами. Эпизоды из этих Арка Септимия Севера (Римский форум).войн высечены барельефом над арочными сводами, в то время как в основании колонн изображены плененные варвары.
Римский форум
Арка Септимия Севера
Арка Септимия Севера (Римский форум).

Слайд 7

Римский форум
От этой, которая являлась одной из самых грандиозных базилик республиканской эпохи, осталось лишь немного декоративных элементов, разбитые колонны, капители, части фронтонов и антаблементов. Базилика была построена рядом с Курией в 179 году до н.э. цензорами Марком Эмилием Лепидом и Марком Фульвием Нобилором; в дальнейшем базилика была расширена и закончена другими представителями рода Эмилиев. Базилика имела значительные размеры. Так, например, сторона, обращенная к Форуму, состояла из арочной галереи длиной свыше 100 метров.
Внутри базилика подразделялась на ряд помещений, самым крупным из которых был зал, служивший, вероятно, для народных собраний, а снаружи - окружена колоннадой из африканского и мрамора с прожилками.
Развалины базалики Эмилия(Римский форум).
Базилика Эмилия

Слайд 8

Легенда гласит, что Курия была основана в эпоху Туллы Остилия. Неоднократно горела и была реконструирована как в период Республики, так и в эпоху Империи. Являлась местом заседаний Сената вплоть до VIII века, когда папа Онорий I превратил ее в церковь. Реставрационные работы, которые велись в начале нашего века, вернули Курии первоначальную простоту ее экстерьера и интерьера, состоящего из одного зала прямоугольной формы с мраморным инкрустированным полом.
Курия
Римский форум
Курия (Римский форум).

Слайд 9

Воздвигнут Сенатом в 141 году н.е. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. От храма остались коринфские колонны, поддерживающие изумительно расписанный антаблемент. В XI веке храм был переделан в христианскую церковь, посвященную Сан Лоренцо ин Миранда и перестроен в 17-м веке.
Римский форум
Храм Антонина и Фаустины
Храм Антонина и Фаустины (Римский форум).

Слайд 10

Римский форум
В этом здании жили шесть жриц, преклоняющихся богине семейного очага Весте, которые выбирались Верховным жрецом Максимусом из двадцати горевших святым огнем представительниц женского пола. Весталки оставались в доме в течение тридцати лет, дав обет безбрачия и поддерживая огонь в очаге, что являлось их основным занятием, а при ослушании - заживо хоронились. В могилу с ними клали хлеб и лампадку.
Дом Весталок
Сад дома Весталок.

Слайд 11

Некоторым из них, из-за усердия и отличающей их высокой нравственности, были сооружены мемориальные статуи, которые до сих пор стоят вдоль длинного коридора, который, с тремя ванными в центре, был окружен двух ярусной колоннадой.
Римский форум
Дом Весталок
Статуя Весталок

Слайд 12

Считалось, что этот храм был воздвигнут Максенцием для сына Ромула, умершего ребенком в 307 году н.э., но, вероятно, речь идет о храме Пенатов, сооруженном на месте одного ранее разрушенного храма, на руинах которого построили большую базилику. Большая часть храма сохранилась благодаря превращению в атриум церкви Святых Косьмы и Дамиана (VI век н.э.). До сих пор. можно любоваться характерной центральной капеллой с купольной крышей с арочным фасадом с двумя капеллами и апсидами по бокам. Время сохранило, также, древнюю входную бронзовую дверь с замком той эпохи.
Храм Ромула
Римский форум

Слайд 13

Храм Кастора и Поллукса. Воздвигнут в 484 году до н.а.. Являлся местом, имеющим не только религиозное, но и важное политическое значение: 15 июля каждого года, всадники проезжали здесь перед цензорами, а судьи, вступающие в должность, давали клятву на преданность законам. От здания в настоящее время осталось, к сожалению, только основание (50х30 метров) и три чудесные коринфские колонны высотой свыше 12 метров, являющиеся, вероятно, самыми знаменитыми колоннами во всем Римском Форуме из-за своей стройности, величия и элегантности.
Римский форум

Слайд 14

Храм Весты. Этот храм являлся одним из самых почитаемых в Риме, поскольку Веста была богиней семейного очага и огня, святого символа непрерывности государства. Неоднократно горел и реставрировался. Свидетельством последней реставрации, выполненной в начале III века н.а. по велению жены Септимия Севера, Джулии Домны, являются сохранившиеся доныне развалины здания. Первоначальная круглая структура храма воспроизводила форму италийской хижины из соломы и дерева, с конусной крышей и отверстием в центре для выпуска дыма.
Римский форум
Храм Кастора и Поллукса и храм Весты

Слайд 15

Базилика Максенция
Римский форум

Слайд 16

Была начата Максенцием, а закончена и видоизменена Константином, после того, как он разгромил Максенция в сражении на Тибре у моста Понте Мильвио в 213 году н.е. Поначалу, Максенций задумал базилику с тремя нефами, из которых центральный был шире двух боковых и имел крестообразную крышу, а два других - бочарное покрытие. Здание имело 100 метров в длину и 60 в ширину, достигая в центральном нефе высоты в 35 метров. Константин изменил структуру базилики, открыв апсиду нишей в правом нефе и сместив центральный вход.
Базилика Максенция
Римский форум

Слайд 17

Высится в верхней части Священной дороги, Вия Сакра, неподалеку от выхода из Форума. Воздвигнута после смерти императора Тита, наступившей в 81 году н.а., в память подавления им иудейского восстания 66-70 годов. Действительно, в надписи на арке Тит зовется "Дивус", как называли римляне особо отличившихся при жизни королей и императоров, которых после Арка Титасмерти возводили в ранг полубогов. Изящная однопролетная арка была сооружена в I веке н.е..
Римский форум
Арка Тита
Арка Тита

Слайд 18

Высота арки 15,40 м, ширина 13,50 м и глубина - 4,75 м. Центральная часть, возведенная на высоком цоколе, декорирована коринфскими полуколоннами, поддерживающими фриз с изображением триумфа императора. В углах около пролета высечены четыре крылатых Виктории. Внутри про- лета - два изумительных барельефа, изображающих, первый - триумфальное шествие с военными трофеями, захваченными при разрушении Иерусалимского храма, и второй - императора Тита, управляющего квадригой.
Арка Тита
Римский форум

Слайд 19

Палантин

Слайд 20

Холм Палатин, ограниченный небольшими долинами Римского Форума и древним ристалищем- Циркусом Максимуса, по легенде, обязан своим именем "Палесе", богине пастухов, в честь которой проводились "Палилии", праздники очищения, устраиваемые еще со времен образования Рима. И если римляне ассоциировали с Палатином место, где Ромул построил город, то всем известен и тот факт, что этот холм является колыбелью Рима, поскольку на нем были обнаружены самые древние в Риме поселения. В эпоху Республики на этом холме стояли храмы и дома знатных римлян, и среди них обитель Красса и Цицерона, а в период империи здесь была резиденция императоров и высились самые богатые дома древности.
Палантин
Восьмиугольный фонтан-лабиринт (дворец Домициана)

Слайд 21

"Это было одно из самых прекрасных творений в мире", писал поэт Марциал об этом сооружении, название которого означает "дом императора". Первые работы были выполнены при Домициане (конец I века н.э.), а затем дом расширялся и достраивался другими императорами, которые продолжали жить в нем на протяжении нескольких веков. В средние века дом стал частью других сооружений, а позже, в 16-м веке, со строительством виллы деи Фарнезе и дельи Орти Фарнезиани, Фарнезианских огородов, превратился в существующий до сих пор грандиозный парк.
Домус Августана
Палантин

Слайд 22

"Дом Флавиев" был сооружен для себя Домицианом к концу I века н.э.. В состав дома входила большая базилика с тремя нефами, королевский зал, "ларариум" и леристиль. В центре сада был устроен большой фонтан в форме восьмиугольного лабиринта.
Палантин
Палаццо део Флави

Слайд 23

Большой ипподром Палатина имеет 160 метров в длину и 50 - в ширину. Стеновые конструкции были выполнены из обожженного кирпича с мраморной облицовкой. Стадион был окружен портиком; на одну из его сторон выходила трибуна, с которой император наблюдал на зрелищами и выступлениями гимнастов.
Палантин
Стадион-ипподром
Ипподром Домициана

Слайд 24

Колизей

Слайд 25

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин, величественно возвышается амфитеатр Флавия, под названием Колизей, строительство которого началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. в месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием "Золотой дом". Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого нового монументального сооружения, поскольку не любили роскошного дома тирана, который мешал движению и являлся преградой для входа в Форумы. Кроме этого, с точки зрения городской застройки и эстетики, Колизей как нельзя удачно дополнял перспективу Форума и становился, своей громадой, связующим звеном и идеальным местом
Колизей
вид на Колизей с холма Палатин

Слайд 26

прохода к величественным памятникам высящихся за ним холмов. В 60-м году, при Тите Флавии, сыне императора Веспасиана, состоялось пышная церемония открытия, по случаю которой были объявлены стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов и было затравлено большое количество зверей. Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей, в течение многих веков, продолжал оставаться символом величия и мощи Рима. И, действительно, не существует ни одного печатного произведения, будь то эстамп, рисунок или картина, где бы не фигурировал Колизей, возвышающийся над другими величественными руинами. В 246 году, при императоре Деции, в дни празднования тысячелетия Рима, Колизей явился театром пышных зрелищ, где, по воспоминаниям той эпохи, было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных, и среди них, лосей, зебр, тигров, жирафов и гиппопотамов. Там же происходили кровавые битвы около 2.000 гладиаторов, что являлось, вероятно, самым любимым зрелищем римлян. Что касается массового мученичества христиан, то пока оно исторически не доказано. Гладиаторские бои закончились к 404 году, в то время как звериные битвы продолжались и были прекращены только лишь в последние годы VI века. Неоднократно амфитеатр разрушался от сильных землетрясений.
Колизей

Слайд 27

В дальнейшем, римские семьи деи Франджипане и дельиАннибальди превратили его в свою крепость, до тех пор, пока по приказанию Арриго VII, Колизей не стал собственностью римлян. В последующие века Колизей начал приходить в упадок; огромные глыбы травертина были сняты и вывезены для строительства других дворцов: Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа и того же собора св. Петра. И наконец, в 1750 годуБенедикт XIV, провозгласил Колизей святым местом, поскольку оно явилось, по бытующему тогда мнению, местом смерти "за Христа" многочисленных мучеников языческого Рима
Колизей
макет реконструкции Колизея, хранящийся в амфитеатре

Слайд 28

СНАРУЖИ - В плане амфитеатр имеет форму эллипса, длиной 188 метров, шириной-156 и высотой-57 метров. Строительство Колизея длипось10 лет и пришлось на правление трех императоров из рода Флавиев: Веспасиана, Тита и Домициана. Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, - неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе - дорическими, на втором - ионическими, а на третьем - коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя.
Колизей

Слайд 29

Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четы- ре главных входа предназначались: один - для императорской свиты, другой - для весталок, третий - для судей и последний - для почетных гостей. Все арочные пролеты второго и третьего этажей были украшены статуями, недошедшими до наших дней. Когда в средние века, Колизей стал чем-то вроде гигантской общественной каменоломни, были извлечены все металлические скрепы дня соединения между собой блоков травертина, оставив после себя до сих пор видимые отверстия. На площадке перед амфитеатром стояла тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, под названием Колосс; предполагают, что название Колизей - большой, колоссальный - произошло как раз от этого колосса.
Колизей

Слайд 30

ВНУТРИ - Амфитеатр вмещал около 50.000-70.000 зрителей, рассаживающихся на его ступеньках в зависимости от класса социальной принадлежности. Существовало три разряда мест: "подиум", попадающий в первый разряд, куда садились представители самого высокого сословия и где находилась ложа императора; вторая категория мест, в центре, отведенных для "цивис", граждан, принадлежащих к среднему сословию и третья, "сумма", где размещался народ. Существовала, вероятно, еще и четвертая категория мест, отведенных для женщин. Под ареной существовала целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, ныне явившихся взору благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились раз- личные предметы и механизмы и где содержались животные до и после зрелищ, основными видами которых являлись бои гладиаторов ("луди") и "венатионес", охота на животных; но на арене происходили, также, и выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и морские битвы - навмахии. Игры проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. В одних случаях это происходило в дни рождения императора и празднования исторических событий, а в других - в результате триумфа или победы. Следует сказать, что похороны тоже являлись поводом для проведения подобного рода игр.
Колизей

Слайд 31

В выпускаемых по этому случаю объявлениях (эдиктах) указывался порядок проведения игр, повод, по которому они устраивались и день их начала. В такие дни, с помощью сложного механизма и использования многочисленной отобранной рабочей силы, над ступеньками поднимали огромный многоцветный тент из шелка и льна.
Колизей

Циркус Максимус

Слайд 38

Пантеон

Слайд 39

Первая версия Пантеона была построена в 27-25 гг. до н. э. императором Агриппой. Пантеон Агриппы сгорел во время пожара 80 года. В 125 г. император Адриан выстроил новое здание Пантеона, полностью реконструировав его. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик с шестнадцатью коринфскими колоннами двенадцатиметровой длины, вытесанными из асуанского гранита. В стенах портика были сделаны ниши, предназначенные для статуй богов или императоров. Фронтон был некогда украшен бронзовой скульптурой, изображающей битву титанов. В древности в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеонимеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Изнутри куполпокрывают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается девятиметровым проемом - окулусом.
Пантеон

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Пропорции Пантеона тщательно выверены. Его высота - около 44 м, таков же диаметр круга, лежащего в основании. Это означает, что Пантеон (без портика) идеально вписывается в куб, в него также можно вписать сферу. Купол Пантеона является самым большим куполом античности и оставался крупнейшим в Европе, пока в 1436 г. архитектор Брунеллески не закончил работу над куполом собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Свод Пантеона весит 5 тысяч тонн. Его толщина колеблется от 6,4 м в основании до 1, 2 м вокруг окулуса. Вес гигантской полусферы поддерживается восемью мощными опорными столбами шестиметровой толщины. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус - единственное отверстие во всем здании, пропускающее солнечный свет. Он служит также для кондиционирования и вентиляции. В 609 г. византийский император Фока освятил Пантеон, который с тех пор стал (и по сей день является) христианским храмом. Это отчасти спасло Пантеон от забвения и разграбления, каковая участь постигла большинство древнеримских архитектурных сооружений.
Пантеон

Слайд 43

Слайд 44

Со времен Ренессанса Пантеон использовался как усыпальница. Здесь похоронены такие знаменитые личности как Рафаэль, Аннибале Караччи и другие. Внешняя мраморная облицовка Пантеона не сохранилась. Часть капителей в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. До наших дней сохранилась мраморная облицовка интерьера, а также колоссальные бронзовые двери, ведущие из портика внутрь храма. Когда-то двери были позолочены, но с течением времени позолота истерлась. В XVII в. по приказу папы Урбана VIII бронзовый потолок портика был переплавлен на пушки. Именно тогда в Риме возникла поговорка: Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini («Что не сумели сделать варвары, сделали Барберини» (Урбан VIII носил фамилию Барберини). Пантеон, сохранившийся лучше всех прочих памятников древнеримского зодчества, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия. Городские ратуши, университеты, публичные библиотеки и другие здания несут на себе отпечаток его портико-купольной структуры. Среди них читальный зал Британского музея в Лондоне, ротонда Джефферсона в университете Вирджинии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и т.п.
Пантеон

Когда римляне завоевали Грецию накануне смены тысячелетия в 1 веке до нашей эры, произошел неожиданный переворот в культуре Древнего Рима. Доселе гордый и непоколебимый Рим вдруг признал величие и размах культурных традиций Эллады. Это наследие еще больше преобразило искусство Древнего Рима, дополнив достижения древнегреческих мастеров новой неповторимой индивидуальностью и оригинальностью идей.

Развитие художественной культуры изучаемого региона принято делить на периоды:
Искусство этрусков (период с 7-го по 4-ый века до нашей эры );
Искусство Римской республики (период с 4-го по 1-ый века до нашей эры );
Искусство Римской империи (период с 1-го века до н.э. по 4-ый век н.э. )

Сохранившиеся сооружения архитектуры Древнего Рима

Дальнейшее знакомство учащихся с архитектурой Древнего Рима происходит также в сопровождении слайдов презентации, где им демонстрируются изображения сохранившихся сооружений и монументов. А чтобы знакомство было не только интересным, но и полезным, ребятам предложено в ходе урока работать параллельно с таблицей, заполняя ее ячейки.

Все три периода в истории Древнего Рима необходимо будет охарактеризовать по критериям: виды построек, назначение сооружений, используемый строительный материал, нововведения в архитектуре.

К рассказу о становлении римской государственности, а вместе с ней и культуры, можно привлечь самих учащихся, которые подготовят сообщение о роли этрусков и их вкладе в развитие Древнего Рима.

Учитель предлагает осуществлять сравнительный анализ греческих и римских построек и отдельных элементов в архитектуре. Так, например, римляне, подобно древним грекам, украшали свои общественные здания колоннами.

Нововведения древнеримской архитектуры

Колизей, Рим, Италия

Из нововведений особое внимание уделяется акведукам (водопроводам ), виадукам (каменным мостам с трубами внутри из глины или свинца ), служащими для подачи воды. А еще одного из школьников можно попросить подготовить сообщение о грандиозном древнеримском сооружении – Пантеоне, построенного как храм всех богов.

Среди всего прочего не забываем, конечно, подробно рассказать о Колизее, к знакомству с которым можно также подобрать какой-нибудь интересный видеофрагмент из Интернета или тот, что выбрал автор разработки (ссылка размещена в конспекте урока ).

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

когда еще на различных холмах существовали отдельные поселения, произошло от слова "форас", то есть, место за пределами жилого центра. После объединения города в единое целое, Форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места, а вдоль всего Форума, густо застроенного храмами, посвященными культу основных божеств и знаменитым обожествленным римлянам, базиликами, местами судебных процессов и торговых сделок, протянулась Священная дорога, Вия Сакра, по которой в дни празднеств двигались торжественные процессии и с триумфом проходили победоносные войска. Форум интересен своим Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память о выдающихся событиях. Среди трофеев особого внимания заслуживают знаменитые ростра вражеских кораблей, потерпевших поражение в битве, украшавшие трибуну деи Ростри. С нее когда еще на различных холмах существовали отдельные поселения, произошло от слова "форас", то есть, место за пределами жилого центра. После объединения города в единое целое, Форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места, а вдоль всего Форума, густо застроенного храмами, посвященными культу основных божеств и знаменитым обожествленным римлянам, базиликами, местами судебных процессов и торговых сделок, протянулась Священная дорога, Вия Сакра, по которой в дни празднеств двигались торжественные процессии и с триумфом проходили победоносные войска. Форум интересен своим Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память о выдающихся событиях. Среди трофеев особого внимания заслуживают знаменитые ростра вражеских кораблей, потерпевших поражение в битве, украшавшие трибуну деи Ростри. С нее

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Высится в верхней части Священной дороги, Вия Сакра, неподалеку от выхода из Форума. Воздвигнута после смерти императора Тита, наступившей в 81 году н.а., в память подавления им иудейского восстания 66-70 годов. Действительно, в надписи на арке Тит зовется "Дивус", как называли римляне особо отличившихся при жизни королей и императоров, которых после Арка Титасмерти возводили в ранг полубогов. Изящная однопролетная арка была сооружена в I веке н.е.. Высится в верхней части Священной дороги, Вия Сакра, неподалеку от выхода из Форума. Воздвигнута после смерти императора Тита, наступившей в 81 году н.а., в память подавления им иудейского восстания 66-70 годов. Действительно, в надписи на арке Тит зовется "Дивус", как называли римляне особо отличившихся при жизни королей и императоров, которых после Арка Титасмерти возводили в ранг полубогов. Изящная однопролетная арка была сооружена в I веке н.е..

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Холм Палатин, ограниченный небольшими долинами Римского Форума и древним ристалищем- Циркусом Максимуса, по легенде, обязан своим именем "Палесе", богине пастухов, в честь которой проводились "Палилии", праздники очищения, устраиваемые еще со времен образования Рима. И если римляне ассоциировали с Палатином место, где Ромул построил город, то всем известен и тот факт, что этот холм является колыбелью Рима, поскольку на нем были обнаружены самые древние в Риме поселения. В эпоху Республики на этом холме стояли храмы и дома знатных римлян, и среди них обитель Красса и Цицерона, а в период империи здесь была резиденция императоров и высились самые богатые дома древности. Холм Палатин, ограниченный небольшими долинами Римского Форума и древним ристалищем- Циркусом Максимуса, по легенде, обязан своим именем "Палесе", богине пастухов, в честь которой проводились "Палилии", праздники очищения, устраиваемые еще со времен образования Рима. И если римляне ассоциировали с Палатином место, где Ромул построил город, то всем известен и тот факт, что этот холм является колыбелью Рима, поскольку на нем были обнаружены самые древние в Риме поселения. В эпоху Республики на этом холме стояли храмы и дома знатных римлян, и среди них обитель Красса и Цицерона, а в период империи здесь была резиденция императоров и высились самые богатые дома древности.

Слайд 21

Описание слайда:

"Это было одно из самых прекрасных творений в мире", писал поэт Марциал об этом сооружении, название которого означает "дом императора". Первые работы были выполнены при Домициане (конец I века н.э.), а затем дом расширялся и достраивался другими императорами, которые продолжали жить в нем на протяжении нескольких веков. В средние века дом стал частью других сооружений, а позже, в 16-м веке, со строительством виллы деи Фарнезе и дельи Орти Фарнезиани, Фарнезианских огородов, превратился в существующий до сих пор грандиозный парк. "Это было одно из самых прекрасных творений в мире", писал поэт Марциал об этом сооружении, название которого означает "дом императора". Первые работы были выполнены при Домициане (конец I века н.э.), а затем дом расширялся и достраивался другими императорами, которые продолжали жить в нем на протяжении нескольких веков. В средние века дом стал частью других сооружений, а позже, в 16-м веке, со строительством виллы деи Фарнезе и дельи Орти Фарнезиани, Фарнезианских огородов, превратился в существующий до сих пор грандиозный парк.

Слайд 22

Описание слайда:

"Дом Флавиев" был сооружен для себя Домицианом к концу I века н.э.. В состав дома входила большая базилика с тремя нефами, королевский зал, "ларариум" и леристиль. В центре сада был устроен большой фонтан в форме восьмиугольного лабиринта. "Дом Флавиев" был сооружен для себя Домицианом к концу I века н.э.. В состав дома входила большая базилика с тремя нефами, королевский зал, "ларариум" и леристиль. В центре сада был устроен большой фонтан в форме восьмиугольного лабиринта.

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин, величественно возвышается амфитеатр Флавия, под названием Колизей, строительство которого началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. в месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием "Золотой дом". Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого нового монументального сооружения, поскольку не любили роскошного дома тирана, который мешал движению и являлся преградой для входа в Форумы. Кроме этого, с точки зрения городской застройки и эстетики, Колизей как нельзя удачно дополнял перспективу Форума и становился, своей громадой, связующим звеном и идеальным местом Между холмами Эсквилин, Целий и Палатин, величественно возвышается амфитеатр Флавия, под названием Колизей, строительство которого началось при императоре Веспасиане в 72 году н.э. в месте, где ранее находилось искусственное озеро великолепного дворца Нерона под названием "Золотой дом". Предание гласит, что римляне были очень довольны строительством этого нового монументального сооружения, поскольку не любили роскошного дома тирана, который мешал движению и являлся преградой для входа в Форумы. Кроме этого, с точки зрения городской застройки и эстетики, Колизей как нельзя удачно дополнял перспективу Форума и становился, своей громадой, связующим звеном и идеальным местом

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

В дальнейшем, римские семьи деи Франджипане и дельиАннибальди превратили его в свою крепость, до тех пор, пока по приказанию Арриго VII, Колизей не стал собственностью римлян. В последующие века Колизей начал приходить в упадок; огромные глыбы травертина были сняты и вывезены для строительства других дворцов: Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа и того же собора св. Петра. И наконец, в 1750 годуБенедикт XIV, провозгласил Колизей святым местом, поскольку оно явилось, по бытующему тогда мнению, местом смерти "за Христа" многочисленных мучеников языческого Рима В дальнейшем, римские семьи деи Франджипане и дельиАннибальди превратили его в свою крепость, до тех пор, пока по приказанию Арриго VII, Колизей не стал собственностью римлян. В последующие века Колизей начал приходить в упадок; огромные глыбы травертина были сняты и вывезены для строительства других дворцов: Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа и того же собора св. Петра. И наконец, в 1750 годуБенедикт XIV, провозгласил Колизей святым местом, поскольку оно явилось, по бытующему тогда мнению, местом смерти "за Христа" многочисленных мучеников языческого Рима

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

ВНУТРИ - Амфитеатр вмещал около 50.000-70.000 зрителей, рассаживающихся на его ступеньках в зависимости от класса социальной принадлежности. Существовало три разряда мест: "подиум", попадающий в первый разряд, куда садились представители самого высокого сословия и где находилась ложа императора; вторая категория мест, в центре, отведенных для "цивис", граждан, принадлежащих к среднему сословию и третья, "сумма", где размещался народ. Существовала, вероятно, еще и четвертая категория мест, отведенных для женщин. Под ареной существовала целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, ныне явившихся взору благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились раз- личные предметы и механизмы и где содержались животные до и после зрелищ, основными видами которых являлись бои гладиаторов ("луди") и "венатионес", охота на животных; но на арене происходили, также, и выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и морские битвы - навмахии. Игры проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. В одних случаях это происходило в дни рождения императора и празднования исторических событий, а в других - в результате триумфа или победы. Следует сказать, что похороны тоже являлись поводом для проведения подобного рода игр. ВНУТРИ - Амфитеатр вмещал около 50.000-70.000 зрителей, рассаживающихся на его ступеньках в зависимости от класса социальной принадлежности. Существовало три разряда мест: "подиум", попадающий в первый разряд, куда садились представители самого высокого сословия и где находилась ложа императора; вторая категория мест, в центре, отведенных для "цивис", граждан, принадлежащих к среднему сословию и третья, "сумма", где размещался народ. Существовала, вероятно, еще и четвертая категория мест, отведенных для женщин. Под ареной существовала целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, ныне явившихся взору благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились раз- личные предметы и механизмы и где содержались животные до и после зрелищ, основными видами которых являлись бои гладиаторов ("луди") и "венатионес", охота на животных; но на арене происходили, также, и выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и морские битвы - навмахии. Игры проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. В одних случаях это происходило в дни рождения императора и празднования исторических событий, а в других - в результате триумфа или победы. Следует сказать, что похороны тоже являлись поводом для проведения подобного рода игр.

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Предание гласит, что Циркус был сооружен Тарквинием Приско в месте, где произошло знаменитое похищение сабинянок Циркус простирается на площади свыше 600 метров в ложбине между холмами Авентин и Палатин, когда-то называемой долиной Мурция. Циркус был самым большим в Риме, и по его образцу строились все другие подобные сооружения. Циркус вмещал около 200.000 зрителей и являлся идеальным местом для состязаний колесниц и квадриг, происходивших пятьдесят раз в году вплоть до 549 года, в котором, при Тотиле, состоялись последние состязания. Стена, продольно разделяющая Циркус, называлась "спина", а два ее торца - "мете". "Спина" была украшена архитектурными элементами различного происхождения с возвышающимся среди них египетским обелиском, тем, который в настоящее время стоит на площади Пьяцца дель Пополо. Поначалу, трибуны были сделаны из дерева; после чего, из-за неоднократно вспыхивающих пожаров, были заменены на каменные. В 46 году до н.э., Юлий Цезарь, с целью ознаменования побед в Африке, организовал здесь грандиозный праздник, закончившийся имитацией сражения, в котором приняли участие 1000 пехотинцев, 600 всадников и 40 слонов. Предание гласит, что Циркус был сооружен Тарквинием Приско в месте, где произошло знаменитое похищение сабинянок Циркус простирается на площади свыше 600 метров в ложбине между холмами Авентин и Палатин, когда-то называемой долиной Мурция. Циркус был самым большим в Риме, и по его образцу строились все другие подобные сооружения. Циркус вмещал около 200.000 зрителей и являлся идеальным местом для состязаний колесниц и квадриг, происходивших пятьдесят раз в году вплоть до 549 года, в котором, при Тотиле, состоялись последние состязания. Стена, продольно разделяющая Циркус, называлась "спина", а два ее торца - "мете". "Спина" была украшена архитектурными элементами различного происхождения с возвышающимся среди них египетским обелиском, тем, который в настоящее время стоит на площади Пьяцца дель Пополо. Поначалу, трибуны были сделаны из дерева; после чего, из-за неоднократно вспыхивающих пожаров, были заменены на каменные. В 46 году до н.э., Юлий Цезарь, с целью ознаменования побед в Африке, организовал здесь грандиозный праздник, закончившийся имитацией сражения, в котором приняли участие 1000 пехотинцев, 600 всадников и 40 слонов.

Описание слайда:

Первая версия Пантеона была построена в 27-25 гг. до н. э. императором Агриппой. Пантеон Агриппы сгорел во время пожара 80 года. В 125 г. император Адриан выстроил новое здание Пантеона, полностью реконструировав его. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик с шестнадцатью коринфскими колоннами двенадцатиметровой длины, вытесанными из асуанского гранита. В стенах портика были сделаны ниши, предназначенные для статуй богов или императоров. Фронтон был некогда украшен бронзовой скульптурой, изображающей битву титанов. В древности в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеонимеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Изнутри куполпокрывают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается девятиметровым проемом - окулусом. Первая версия Пантеона была построена в 27-25 гг. до н. э. императором Агриппой. Пантеон Агриппы сгорел во время пожара 80 года. В 125 г. император Адриан выстроил новое здание Пантеона, полностью реконструировав его. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен глубокий портик с шестнадцатью коринфскими колоннами двенадцатиметровой длины, вытесанными из асуанского гранита. В стенах портика были сделаны ниши, предназначенные для статуй богов или императоров. Фронтон был некогда украшен бронзовой скульптурой, изображающей битву титанов. В древности в Пантеон входили через стоявшую на его площади триумфальную арку. Внутри Пантеонимеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На втором, меньшем и более плоском ярусе покоится купол. Изнутри куполпокрывают пять рядов перспективных кессонов (квадратных углублений), вверху же заканчивается девятиметровым проемом - окулусом.

Описание слайда:

Пропорции Пантеона тщательно выверены. Его высота - около 44 м, таков же диаметр круга, лежащего в основании. Это означает, что Пантеон (без портика) идеально вписывается в куб, в него также можно вписать сферу. Купол Пантеона является самым большим куполом античности и оставался крупнейшим в Европе, пока в 1436 г. архитектор Брунеллески не закончил работу над куполом собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Свод Пантеона весит 5 тысяч тонн. Его толщина колеблется от 6,4 м в основании до 1, 2 м вокруг окулуса. Вес гигантской полусферы поддерживается восемью мощными опорными столбами шестиметровой толщины. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус - единственное отверстие во всем здании, пропускающее солнечный свет. Он служит также для кондиционирования и вентиляции. В 609 г. византийский император Фока освятил Пантеон, который с тех пор стал (и по сей день является) христианским храмом. Это отчасти спасло Пантеон от забвения и разграбления, каковая участь постигла большинство древнеримских архитектурных сооружений. Пропорции Пантеона тщательно выверены. Его высота - около 44 м, таков же диаметр круга, лежащего в основании. Это означает, что Пантеон (без портика) идеально вписывается в куб, в него также можно вписать сферу. Купол Пантеона является самым большим куполом античности и оставался крупнейшим в Европе, пока в 1436 г. архитектор Брунеллески не закончил работу над куполом собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Свод Пантеона весит 5 тысяч тонн. Его толщина колеблется от 6,4 м в основании до 1, 2 м вокруг окулуса. Вес гигантской полусферы поддерживается восемью мощными опорными столбами шестиметровой толщины. Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца. Окулус - единственное отверстие во всем здании, пропускающее солнечный свет. Он служит также для кондиционирования и вентиляции. В 609 г. византийский император Фока освятил Пантеон, который с тех пор стал (и по сей день является) христианским храмом. Это отчасти спасло Пантеон от забвения и разграбления, каковая участь постигла большинство древнеримских архитектурных сооружений.

Описание слайда:

Со времен Ренессанса Пантеон использовался как усыпальница. Здесь похоронены такие знаменитые личности как Рафаэль, Аннибале Караччи и другие. Внешняя мраморная облицовка Пантеона не сохранилась. Часть капителей в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. До наших дней сохранилась мраморная облицовка интерьера, а также колоссальные бронзовые двери, ведущие из портика внутрь храма. Когда-то двери были позолочены, но с течением времени позолота истерлась. В XVII в. по приказу папы Урбана VIII бронзовый потолок портика был переплавлен на пушки. Именно тогда в Риме возникла поговорка: Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini («Что не сумели сделать варвары, сделали Барберини» (Урбан VIII носил фамилию Барберини). Пантеон, сохранившийся лучше всех прочих памятников древнеримского зодчества, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия. Городские ратуши, университеты, публичные библиотеки и другие здания несут на себе отпечаток его портико-купольной структуры. Среди них читальный зал Британского музея в Лондоне, ротонда Джефферсона в университете Вирджинии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и т.п. Со времен Ренессанса Пантеон использовался как усыпальница. Здесь похоронены такие знаменитые личности как Рафаэль, Аннибале Караччи и другие. Внешняя мраморная облицовка Пантеона не сохранилась. Часть капителей в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. До наших дней сохранилась мраморная облицовка интерьера, а также колоссальные бронзовые двери, ведущие из портика внутрь храма. Когда-то двери были позолочены, но с течением времени позолота истерлась. В XVII в. по приказу папы Урбана VIII бронзовый потолок портика был переплавлен на пушки. Именно тогда в Риме возникла поговорка: Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini («Что не сумели сделать варвары, сделали Барберини» (Урбан VIII носил фамилию Барберини). Пантеон, сохранившийся лучше всех прочих памятников древнеримского зодчества, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия. Городские ратуши, университеты, публичные библиотеки и другие здания несут на себе отпечаток его портико-купольной структуры. Среди них читальный зал Британского музея в Лондоне, ротонда Джефферсона в университете Вирджинии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и т.п.

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда:

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Римское строительство было новаторским. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества, все раАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Римское строительство было новаторским. Хотя оно
пользовалось достижениями эллинистического зодчества,
все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым
подходом к пространству и архитектурной форме. Прогресс
строительной техники шел быстро, в особенности касательно
конкретных задач (водопровод, очистные сооружения,
опорные стены, военные машины, лагеря).
Римляне стали применять в
строительстве бетон. В конструкциях
сооружений использовали арки и купола.
В позднюю республику уже ощущается потребность
украшать город. Архитектура была ведущим искусством
Древнего Рима.

В римской архитектуре основное место занимали
сооружения, воплощавшие идеи могущества
римского государства, а позже императора,
направленные на завоевание популярности у
свободного населения городов: форумы,
триумфальные арки, амфитеатры, термы,
базилики, инженерные сооружения,
обслуживавшие города римской державы и
прежде всего - гигантский центр метрополии,
город Рим.

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита (ита. Arco di Tito) -
однопролётная арка, расположенная на древней
Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от
Римского форума. Построена императором
Домицианом вскоре после смерти Тита в 82 году н. э.
в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.
Послужила моделью для многих триумфальных арок
Нового времени.
Арка широко известна, прежде всего, своим
барельефом внутри пролёта. На нём изображено
шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Триумфальная арка Тита 81 год

Строительная техника поднимается на большую высоту,
развивается инженерное искусство, использующее
достижения эллинистической науки. Создаются
грандиозные акведуки, подающие воду на десятки
километров (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э.),
дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н. э.;), мосты, сточные каналы
(Клоака Максима в Риме).

Фрагмент внутригородской ветви акведука Клавдия (Aqua Claudia) на совр. виа Турати.

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) - самая значимая из античных общественных дорог Рима.

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) - самая
значимая из античных общественных дорог
Рима.

А́ппиева дорога

Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре
Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую,
позднее была проведена до Брундизия. Через неё
было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом
и Малой Азией.
Вдоль Аппиевой дороги расположено множество
памятников: гробницы и виллы республиканского и
имперского периода, христианские и иудейские
катакомбы, средневековые башни и укрепления,
зачастую построенные на руинах римских
памятников, ренессансные и барочные постройки.

Архитектор имел привилегированное положение в римском обществе, намного выше места скульпторов и художников. Тип римского храма происход

Архитектор имел привилегированное положение в римском
обществе, намного выше места скульпторов и художников. Тип
римского храма происходит от этрусского, позднее от греческого,
однако его форма соответствует иному ритуалу.

Он имел характер общественной церемонии, где
принимают участие государственные власти и
население, происходит под открытым небом -
поэтому перед храмом делалось большое
свободное пространство. Сооружение ставится на
высокий подиум, что подчеркивает фасад, на
фоне неба становящийся грандиозной
декорацией.

Римский театр также зависит от древнегреческого, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме б

Римский театр также зависит от древнегреческого, но римляне не
использовали естественные склоны холма, а строили на ровном
месте в форме большого каменного кольца. Орхестра постепенно
утрачивает свое значение, превращаясь в vip-места. Задняя стена
(скена) становится архитектурным строением. Любовь к
гладиаторским боям привело к возникновению амфитеатров
круглой и овальной формы путем сочетания двух зеркальных
полусфер.

Интенсивное градостроительство римлян влияло на городскую застройку. Форумы - особый тип постройки. Специфический архитектурный облик п

Интенсивное градостроительство римлян влияло на
городскую застройку. Форумы - особый тип постройки.
Специфический архитектурный облик приобрели и крупные
городские артерии. Отдельно стоящие арки стали типичным
элементом городского убранства - древняя функция ворот
переводится тут на язык чистой декоративности.

Архитектура переживает подъем в период правления династии Флавиев (69 – 96 гг. н. э.). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр

Архитектура переживает подъем в период правления династии Флавиев
(69 – 96 гг. н. э.). Одной из вершин римской архитектуры является
амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н. э.). Амфитеатр Флавиев -
Колизей, стал символом города. Это огромное сооружение, вмещавшее
около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и
травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар
гладиаторов одновременно. Амфитеатр был тщательно продуман,
транспортные и пешеходные потоки разделены. Колизей доминировал
над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.

Император Адриан, любитель Греции придал культуре своего времени ярко выраженный классический характер. Основные схемы римской архитекту

Император Адриан, любитель Греции придал культуре
своего времени ярко выраженный классический характер.
Основные схемы римской архитектуры перерабатываются,
но со строгим соблюдением устоявшей формы.
Пантеон - храм всех богов (около 125 г.), один из
замечательнейших памятников архитектуры. Восстанавливая
Пантеон, начатый Агриппой и сгоревший, Адриан явно
планировал идеальный круглый храм.

Пантеон

Высота чашеобразного купола зрительно
увеличена благодаря кессонам и комплювию,
через который равномерно растекается свет.
Вошедший в храм зритель оказывается внутри
грандиозного подкупольного пространства.
Гигантские размеры сооружения (высота храма -
42,7 м, внутренний диаметр купола - 43,5м) в
соединении с гармоническими пропорциями и
благородной красотой архитектурных форм
создают впечатление исключительной силы.