Презентация на тему " город и село".

Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

План моего выступления на презентации.

1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город

Презентация «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.

Цели : дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу); подготовить к выполнению проекта.

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; работать в группе.

Оборудование: ромашка с вопросами, фотографии и картинки с изображением города и села, презентация «Родной город (село)»; у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Ромашка»

(На каждом лепестке ромашки записан вопрос. Желающие ученики по очереди выходят к доске, выбирают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.)

— Назови свой адрес в мире.

— Назови государственные символы России.

— Как выглядит флаг России? Расскажи о нем все, что можешь.

— Как выглядит герб России? Расскажи о нем.

— Расскажи о гербе своего города.

— Что означает слово «федерация»?

— Какие народы России ты знаешь? Почему их называют братскими?

(Можно использовать КИМы (тест 1, с. 6).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске размешены фотографии и картинки с изображением города и села.)

— Ребята, рассмотрите картинки. Предположите, о чем сегодня пойдет разговор на уроке. (О городе и селе.)

— Почему вы так решили? (Потому что мы видим городскую и сельскую местность.)

— Прочитайте тему урока на с. 8 учебника. (Город и село.)

— Сформулируйте учебные задачи. (Ответы детей.)

— Проверьте себя. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

— Ребята, расскажите, что вы знаете о своем городе (селе). (Учащиеся рассказывают. Учитель дополняет их ответы.)

— Рассмотрите фотографии в учебнике и картинки на доске. Сравните город и село. Отметьте отличительные черты сельской и городской местности.

(Вариант 1 называет отличительные черты города, вариант 2 — села. Учитель на доске заполняет таблицу.)

Вывод : город — это крупный населенный пункт, а село — небольшой населенный пункт, и поэтому образ жизни горожанина и сельского труженика различен.

— Прочитайте задания 1 и 2 на с. 9. Выполните эти задания в парах.

— Кто из вас хотел бы жить в деревне? Почему? (Ответы детей.)

— А кто в городе? Почему? (Ответы детей.)

Сегодня мы не будем говорить о том, где лучше — в городе или на селе, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики. Но наблюдается и другой процесс - жители городов все чаще уезжают в сельскую местность, где более чистый воздух и жизнь спокойнее.

— Откройте учебник на с. 10-11 и рассмотрите рисунки. Познакомьтесь с условиями жизни людей в городе и на селе.

— Найдите черты сходства и различия городского и сельского дома.

(Работа в парах. Учащиеся отмечают комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано все: и магазин на первом этаже, и балкон, и центральное отопление, отдельные помещения для кухни и спальни и т. д. Рассматривая дом сельского жителя, необходимо обратить внимание на подвальное помещение — хранилище овощей, запасов на зиму — и чердак, где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.)

— Расскажите о своем доме по плану на с. 10.

(Заслушиваются два-три рассказа.)

— Найдите по три плюса и минуса жизни в городских квартирах и сельских домах, расскажите об этом своему соседу по парте.

(Во время работы учитель прислушивается к информации, которой обмениваются дети. Самые яркие высказывания детей можно озвучить.)

Где чей дом?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

— Эй, цыпленок,

Где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

Г. Волгина

V. Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Г. Граудин

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Ребята, в этом году, как и в 1 классе, мы будем работать над проектами. Прочитайте название нашего первого проекта на с. 12 учебника. (Родной город (село).)

— Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии.

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение.)

— Какие достопримечательности есть в нашем городе (селе)?

3. Обсуждение проекта

(Можно показать детям презентацию «Родной город (село)». Далее учащиеся делятся на группы, выбирают тему, обсуждают задания, распределяют обязанности.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 11, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Все ли мы выполнили? (Учащиеся еще раз читают задачи на с. 8 учебника и делают вывод.)

Домашнее задание

2. На альбомном листе нарисовать свой дом. (Если есть возможность, узнать, сколько лет дому.)

3. Начать работу над проектом.

Дополнительный материал

Почему люди стали жить в городах?

В прошлом люди жили за счет того, что они находили и собирали в полях и лесах. Им не нужны были постоянные жилища, они кочевали с места на место — туда, где больше дичи и меньше врагов. Но постепенно человек начал сам выращивать полезные растения и разводить необходимых для пропитания животных. А эти занятия требовали постоянного пребывания на одном месте.

Жители первых поселений были связаны между собой родственными узами, образуя родовую общину. Постепенно число жителей увеличилось, поселения перестали быть родовыми.

Одновременно развивалось хозяйство, в результате чего появились излишки продуктов. Люди начали обменивать их на то, в чем испытывали потребность, например шкуру животного меняли на фрукты или овощи.

С ростом производительности труда люди стали покидать сельскую местность, переселяясь в города, где строилось все больше и больше заводов и фабрик. Люди больше не занимались обменом, за свой труд они получали заработную плату, на которую покупали все, в чем нуждались. Некоторое время потребность в рабочей силе в городе была огромной.

Окружающий мир


Расшифруй слова


Где изображён город?


Работа в паре.

Обсудите, чем отличается город от села?


Многоэтажные

дома из кирпича.

Деревянные

частные дома.


Покрыты асфальтом.

Просёлочные.



В селе люди занимаются

выращиванием культурных

растений и разведением

домашних животных.

В городе множество

заводов и фабрик.


Транспорт.

В городе развит общественный транспорт:

автобусы, троллейбусы, трамваи.

В сёлах для передвижения используют

автобусы, велосипеды, лошадей.


В городе множество памятников, музеев,

кинотеатров и театров.

Подумай, чего много в городе

и чем окружены сёла?

Сёла окружены лесом, в котором много

грибов, ягод, трав.


Мало зелени,

загазованный воздух.

Чистый воздух,

экологически чистые

продукты питания.

Что ты можешь сказать о воздухе и зелени

в городе и селе?


ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.


СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) –небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.


Работа по учебнику.

  • Открой учебник на стр. 98-99.

2. Рассмотри на рисунках дома.

3. В чём сходство и различие горо-

ского и сельского домов?

4. Что в них сделано для удобства


Городской дом.

В городском доме всё сделано для удобства человека:

  • магазин на первом этаже;
  • балкон;
  • центральное отопление;
  • отдельные помещения для кухни и спальни и т.д.

Сельский дом.

В сельском доме есть:

  • подвальное помещение для хранения овощей и запасов на зиму
  • чердак - где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.

Работа в паре.

Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах.


Каратун Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

МАОУ «Зональненская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №7 городского округа Кохма

КОНСПЕКТ

урока по учебной дисциплине «Окружающий мир»

на тему: «Город и село»

учитель начальных классов

Тема: Город и село.

Класс: 2.

Форма урока: коллективный творческий проект.

Цели урока:

Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;

Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Задачи урока:

    систематизировать представление учащихся о жизни города и села, расширить у учащихся понятий «город», «село», «горожане», «селяне»;

    развивать умения сравнивать данные понятия и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;

    воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к его истории и традициям, пробуждать желание сохранить его культуру и красоту. Воспитывать стремление бережно относиться к своему дому.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

    понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира;

    учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;

    взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;

определять истинность (ложность) высказываний

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.

    ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;

    развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;

    формировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.

    доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;

    излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;

    грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу

    самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;

    понимать необходимости приобретения новых знаний;

    представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;

    проявлять чувство гордости за свою малую родину

Предметные результаты:

    иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;

    сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

    рассказывать о своём городе (селе) по плану;

    сравнивать городской и сельский дома;

    рассказывать о своём доме по плану.

Знания: узнают о характерных особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать объекты города Кохма деревни; особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села.

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы во втором классе учимся!

Всё у нас получится!

2. Целеполагание и мотивация.

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. Что изображено на фото? СЛАЙД 1

Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему, цель нашего урока.

ГОРОД и СЕЛО (слова на доске)

Сейчас вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина, и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?

(Аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы»)

– Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.

3. Изучение нового.

Перед вами различные фотографии. (набор фотографий каждой группе). Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. Кто со мной согласен?

Я вижу, что вы хотите со мной поспорить.

Разделите фотогафии на группы.

– Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

СЛАЙД 2.

Город

Село

Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей.

Частные дома, в которых живет одна семья.

Дороги покрыты асфальтом.

Дороги могут быть асфальтированы, могут быть проселочными.

Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях.

Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных.

Большое количество транспорта.

Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях.

Зелени мало, воздух загазован.

Вокруг много леса, воздух свежий.

Много памятников, музеев, кинотеатров и театров.

Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город.

Что же такое город?

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.

Что такое село?

Село СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.

Определения на экране.

– Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе?

Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.

Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.

Физкультминутка-игра
- Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.

Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.

Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; приусадебный участок; много машин.

4. Закрепление изученного. Краеведение.

В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему красивы.

В каком населенном пункте мы живем?

В какой области находится наш город?

Расскажите, что вы о нем знаете? (Кохма – красивый древний город с богатой историей и неповторимой архитектурой.)

Свыше пяти столетий насчитывает славная история города Кохмы. Существует несколько легенд по поводу названия нашего города:

    «Кох- маа!» - «Вот земля!».

    По другой легенде, в давние времена правил князь по имени Кох», отсюда и название «Земля Коха».

Наш город прошёл трудный путь от небольшого села Рождественское-Кохма до города Кохма.

Как называются жители нашего города?

– Какая река протекает в нашем городе? (Уводь)

– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете?

Что ещё вы знаете о нашем городе?

Чем наш город отличается от сёл, деревень?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Давайте вспомним правила работы в группах.

1 ГРУППА . У каждого города есть свой герб. Восстанови герб нашего города.

Герб

Центральная фигура герба - вздыбленный конь, который говорит о мужестве кохомчан, неоднократно отражавших нападения иноземных захватчиков.

Основным ремеслом жителей Кохмы являлось ручное льноткачество. В гербе это отражено символическим городским ключом:

    крестообразно расположенные челноки в державке ключа указывают на текстильную отрасль (самое крупное предприятие города - АО "Кохма - текстиль";

    бородка ключа из двух переплетенных стропил олицетворяют ОАО "Строммашина" - второе по величине градообразующее предприятие.

2 ГРУППА. Восстанови достопремечательности нашего города.

3 ГРУППА. Нарисуй многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах.

4 ГРУППА. Нарисуй сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в сельских домах.

По мере готовности, результаты вывешиваются на доску.

Посмотрите, что у нас получилось. На доске - кусочек нашего города.

Стихотворение о КОХМЕ. VI. Подведение итогов.

Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села.

    Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.

    Беречь природу, приумножать ее богатства.

    Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.

– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город.

Достаньте из конвертов маленькие частички ваших знаний - цветы.

Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то тогда выбираем красный цветок.

Трудности – синий.

Не понравился урок – зелёный.

– Что же мы получили в итоге? (Наш город.)

– Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока.

– С какими понятиями познакомились вы на уроке. Попробуйте сформулировать понятия «город», «село».

Домашнее задание: Нарисовать дом, в котором вы живете. Урок окончен.

Слайд 2

Слайд 3

ГОРОД

  • Слайд 4

    СЕЛО

  • Слайд 5

    5. Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод трав

    5. Множество памятников, музеи кинотеатры и театры

    4. В основном используются лошади. Отсутствует общественный транспорт

    4. Развит общественный транспорт

    троллейбусы, автобусы, трамваи

    3. Люди занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных

    3. Множество заводов и фабрик

    2. Проселочные дороги

    2. Дороги, покрытые асфальтом

    1. Деревянные частные дома

    1. Многоэтажные дома из кирпича

    6. Чистый воздух, экологические чистые продукты питания

    6. Мало зелени, загазованный воздух

    Слайд 6

    Вывод:

    Город – это крупный населенный пункт.

    Село – это небольшой населенный пункт.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Сравним дома

    стр. 98 – 99

    Слайд 13

     посёлок

    1. Что называется крупным населённым пунктом?

    Тест «город и село»

    Слайд 14

    Тест «город и село»

    2. Жители какого населённого пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро?

     города

    Слайд 15

    3. Найди неверное высказывание.

    Тест «город и село»

    Жители города работают в институтах.

    Жители города работают на фабриках и заводах.

     Жители города работают на фермах.

    Слайд 16

    Тест «город и село»

    4. Чего не может быть в городской квартире?

     ванной

    Слайд 17

    Тест «город и село»

    5. Найди неверное высказывание.

    В городах много улиц и высоких домов.

    В городах работают музеи, театры, много магазинов.

     В городах много просёлочных дорог.

    Слайд 18

    Тест «город и село»

    6. Найди неверное высказывание.

    В сёлах много улиц и высоких домов.

    В сёлах люди могут ездить на лошадях.

     В сёлах издавна делают расписные игрушки.

    Слайд 19

    Тест «город и село»

    7. Из чего в городах сегодня не строят дома?

    из кирпича

    из бетона

     из дерева

    Слайд 20

    Тест «город и село»

    8. Найди неверное высказывание.

    Жители села занимаются выращиванием культурных растений.

    Жители села работают на крупных заводах и фабриках.

     Жители села занимаются разведением домашних животных.