Происхождение человека и становление общества 10. Происхождение человека и становление общества - общество и человек

История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества

От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).

В современной антрополо?гии (от гр . слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопите?ков (от лат . «южный» + гр . «обезьяна») – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.

В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси?. Рост её составлял всего 110 см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.

Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см 3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7 – 1,5 млн лет назад в Африке, относят останки предков человека, найденные на о. Ява – питека?нтроп (от гр . слов «обезьяна» и «человек»; обезьяно-человек прямоходящий) и в Китае – сина?нтроп (от ср. – лат . «Китай» + гр . «человек»).

Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различным условиям природной среды, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты от врагов и непогоды естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.

Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Человек разумный неандерта?льского типа – палеоа?нтроп (от гр . слов «древний» и «человек») – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерта?ль (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.

Останки человека разумного современного типа – кроманьо?нца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньо?н во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130 – 60 тыс. лет назад.

Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35 – 30 тыс. лет назад).

Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира. Испания

Становление родового общества и зарождение духовной культуры. В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогене?з (от гр . слов «человек» и «происхождение») – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогене?з (от лат . «общество» + гр . «происхождение») – возникновение социальных отношений между людьми.

Венера с кубком. Барельеф. Верхний палеолит. Дордонь. Франция

В эпоху палеоли?та (от гр . слов «древний» и «камень»; древнекаменный век) группы охотников и собирателей были небольшими: в среднем 25 человек. Эти общины входили в более крупные объединения, насчитывавшие 200 – 500 человек.

Сплочению способствовали родственные узы и необходимость в ряде случаев действовать коллективно, а для этого члены крупного объединения (рода) должны были обладать такими качествами, как солидарность и терпимость по отношению к «своим».

О формировании духовной культуры первобытных людей учёные судят по сохранившимся погребениям, предметам ритуального характера и по произведениям искусства – статуэткам, пещерной и наскальной живописи, украшениям. Современные исследователи выделяют в культуре два направления: первое связано с зарождением магических обрядов и первобытных верований (культов явлений природы, животных, предков), а второе – художественное (эстетическое). Возникновение погребальных обрядов, охотничьей магии и зарождение первобытного искусства происходило в эпоху позднего палеолита.

Расселение человечества. Расы и языки. Примерно 40 тыс. лет назад человек современного типа расселился в Европе, занял бо?льшую часть Азии, достигнув её глубинных и окраинных территорий, проник в Австралию. Новейшие археологические открытия на Американском континенте свидетельствуют, что древний человек перебрался на Аляску из Азии со стороны Чукотского полуострова: следы его пребывания в Америке чётко указывают на продвижение с севера на юг. Примерно 18 тыс. лет назад континент был уже в основном заселён.

Результатами приспосабливания к жизни в разных природно-географических условиях стали изолированность между группами людей и возникновение рас. Представители разных рас отличаются друг от друга наследственными биологическими признаками, прежде всего внешним обликом (типом лица, волос, цветом кожи и т. д.), а также некоторыми биохимическими особенностями организма (например, соотношением групп крови). Вместе с тем не обнаружено расовых отличий в строении мозга, интеллектуальных возможностях, психических данных. В настоящее время в науке различают основные, или большие, расы – европео?идную, африкано?идную, монголоидную (к ней относят и американских индейцев), австралоидную и многочисленные малые расы, отличающиеся друг от друга внешним обликом в пределах признаков одной и той же большой расы.

Одновременно с расселением человека и ростом населения происходило увеличение числа языковых общностей. Группы людей, говоривших на одном языке, с течением времени разделялись и образовывали новые группы. Постепенно диалекты расходились настолько, что становились самостоятельными языками, оставаясь первое время более или менее близкими. Но часто происходил разрыв их родственных связей, и тогда языковые группы отдалялись друг от друга.

Существующим в настоящее время языковым семьям соответствуют определённые семьи праязыков. Учёные полагают, что 40 – 30 тыс. лет назад таких макросемей было не более десятка. Современные языки отличаются от своих далёких предшественников так же, как первобытное общество от последующих цивилизаций .

Неолитическая революция. Примерно 12 – 10 тыс. лет назад наступило послеледниковое потепление. Постепенно на Земле создались близкие к современным климатические условия, сформировались новые ландшафты. Там, где раньше земля была покрыта травой и обитали мамонты, выросли леса; в более тёплых краях сформировались субтропические и тропические природные зоны. Человек неоли?та (от гр . слов «новый» и «камень» – новокаменный век) приспосабливался к возникающим экосистемам, изобретал новые приёмы и способы добычи и обработки пищи, использования природных ресурсов.

В эпоху неолита произошли коренные изменения в жизни древних людей. Наряду с охотниками, рыболовами и собирателями появились первые земледельцы и скотоводы. Человек уже не довольствовался тем, что в готовом виде предоставляла ему природа; он начал выращивать полезные растения, одомашнил некоторых животных и птиц. Этот переворот в жизни людей учёные назвали неолитической революцией .

Почти все современные виды культурных растений и домашних животных появились именно в период неолитической революции. В зоне самого раннего земледелия и скотоводства (9 – 7 тыс. лет до н. э.) – в Передней Азии (Месопотамия, Палестина, Сирия, юго-восточная часть Малой Азии) и Египте – начали выращивать ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, финики и другие культуры; одомашнили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот, водоплавающую птицу. Вслед за Передней Азией и Египтом переход к производящему хозяйству произошёл в бассейне реки Хуанхэ (Китай), в Индии и Юго-Восточной Азии.

В зависимости от природно-географических условий складывались культуры, соотносящиеся с различными типами хозяйства. Древнейшими хозяйственно-культурными типами были общины охотников, рыболовов и собирателей, достаточно долго сохранявшиеся в лесах умеренного и тропического климата. В местах, благоприятных для выращивания культурных растений, возник хозяйственно-культурный тип мотыжного, ручного земледелия. На степных просторах развивалось кочевое скотоводство.

Изменения в укладе жизни и культуре. Неолит характеризуется непрерывным и быстрым по сравнению с палеолитом совершенствованием орудий труда и технологий. В этот период появляются новые приёмы обработки камня и кости: сверление, пиление, шлифовка, полировка, обработка острых краёв; получают распространение микроли?ты – мелкие режущие кремниевые пластины геометрической формы, которые использовались в качестве наконечников стрел или вставлялись в пазы деревянных и костяных орудий; из кости и рога изготавливались рыболовные крючки и гарпуны.

Развивалась специализация орудий труда: появились охотничье оружие (наконечники для дротиков и стрел), орудия для разделывания туш животных, обработки древесины и кости (ножи и скребки). Широко применялись составные (комбинированные) изделия: молотки, топоры, тёсла, мотыги, а также метательные орудия. С изобретением лука более результативным стал охотничий промысел, а с внедрением мотыги и лопаты – ручное земледелие (как суходольное, так и орошаемое).

Каменный жёрнов. Неолит

В процессе производства орудий был достигнут высокий уровень обработки камня, кости, дерева. С течением времени люди научились изменять качества природных материалов. Например, при обжиге дерева на огне оно приобретало прочность и твёрдость, так же как и глиняные изделия. Первоначально они лепились вручную, но изобретение гончарного круга облегчило и усовершенствовало гончарное производство. Появление глиняной посуды дало возможность варить пищу.

Изменения в производстве и быте привели к переходу к оседлому образу жизни и значительному увеличению численности населения. На одном месте люди теперь могли жить в течение многих веков, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость строительства жилищ, хранилищ для сельскохозяйственных продуктов, помещений для содержания скота. В неолитических поселениях прослеживается специализация хозяйственной деятельности. Наряду с земледельцами и пастухами появились люди, занимающиеся изготовлением каменных орудий, гончары, ткачи.

О достижениях людей эпохи неолита рассказывают археологические раскопки первых в истории крупных поселений, существовавших в юго-восточной Турции (Чата?л-Гюю?к), Палестине (Иерихон), а также в среднем течении реки Евфрат.

Великая богиня. 75 в. до н. э. Чатал-Гююк. Турция

Изменения коснулись и духовной жизни людей. Наиболее ярко выраженным культом в эпоху неолита был культ плодородия, поскольку благополучие людей зависело от урожая и сохранения поголовья скота. Представления о богине-матери (Великой богине) как символе плодородия и покровительнице семьи нашли отражение в женских статуэтках и росписях на керамике. Мировоззрение человека в этот период было анимисти?ческим (от лат . «душа, дух»): люди одушевляли предметы окружающего мира (деревья, животных, воду, камни) и природные явления (грозы, наводнения, землетрясения ит.д.).

Мегалитическое сооружение (кро?млех) Стоунхендж. Неолит. Великобритания

В Передней Азии неолитическая революция в основном завершилась к рубежу VII – VI тыс. до н. э. К этому времени относится переход к производящему хозяйству в Европе – на Балканском полуострове. В северной части Западной Европы оно распространилось лишь к середине IV тыс. до н. э. Население Западной Европы в эпоху неолита составляли жители небольших по сравнению с Передней Азией земледельческо-скотоводческих поселений.

Переход к производящему хозяйству и более совершенным орудиям труда привёл к сплочению родовых общин, росту связей между ними, что, в свою очередь, повлекло за собой образование племенных объединений. Характерным показателем изменения социально-политической организации поселений стала их иерархическая структура: самые крупные образовывали центр, вокруг которого располагались более мелкие поселения.

Переход от использования каменных орудий металлическими характеризуется складывающейся родоплеменной организацией общества. Этот период получил название энеоли?та (от лат . «медный» + гр . «камень»). Большинство орудий оставались каменными, но наряду с ними уже появились орудия из меди. IV – III тыс. до н. э. – время активных миграционных перемещений племён, заселения Европы носителями индоевропейских диалектов.

Начало бронзового века, сменившего энеолит и характеризующегося использованием бронзы – твердого сплава меди с оловом, – в Европе относят к рубежу III – II тыс. до н. э. Культуры этого периода сосредоточивались в трёх южных регионах: на Балканском полуострове (предшествовали крито-микенской цивилизации), Пиренейском полуострове и на территории Кавказа.

Прогресс человеческого общества охватил все направления его развития – совершенствование орудий труда и технологий, жилищ и поселений, языка и мышления, усложнение устройства самого общества и его духовной культуры. Величайшим переворотом в истории стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, от каменных орудий к металлическим.

Вопросы и задания

1. В чём отличие человека умелого от человека прямоходящего?

2. Что такое человеческие расы? Как они образовались?

3. Обсудите на уроке, чем можно объяснить одновременное существование на одной территории различных видов и подвидов предков современного человека, при каких условиях новый вид или подвид может вытеснить прежний.

4. Сформулируйте своё определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему революция и почему неолитическая.

5. Аргументируйте собственное мнение, почему земледелие и скотоводство не полностью вытеснили хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов и собирателей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто и как изобрёл еврейский народ автора Занд Шломо

I. Первые этапы становления иудейской концепции времени Как известно, со времен Иосифа Флавия и вплоть до Нового времени ни один еврейский автор даже не пытался написать общую историю собственного народа. Хотя иудейский монотеизм был изначально пронизан

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда),

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Этапы становления и развития государственной монополии внешней торговли в СССР. Этап «военного коммунизма» Можно выделить четыре основных этапа становления и развития ГМВТ в СССР:1) этап «военного коммунизма» (1918–1921 гг.);2) этап восстановления народного хозяйства

Из книги Украина: моя война [Геополитический дневник] автора Дугин Александр Гельевич

Этапы становления Святой Руси Такая идентичность начала складываться еще в Киевский период, после Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Она вызревала в монгольский период и достигла своей кульминации в форме официального учения о Москве - Третьем

автора Семенов Юрий Иванович

ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Москва 1997 УДК 930.9ББК Т3 (0)Рецензенты: кафедра этнологии МГУ им. М.В. Ломоносовадоктор исторических наук Н.Б. Тер-АкопянISBN 5-7417-0067-5Библиогр.: 38 назв.Ответственный редактордоктор философских наук

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2. ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ЭРА ПРАОБЩЕСТВА И ПРАИСТОРИИ (1,6 - 0,04 млн.

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.3.5. Перелом: начало становления общества Большая способность к производственной деятельности не обеспечивала индивиду никаких преимуществ перед другими членами объединения. Это верно и в том случае, если рассматривать отношение индивида только к внешней природной

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

3.3. Начало становления гражданского общества Создание первых объединений в форме элитарных обществ (масонские ложи, научные общества), с одной стороны, и народно-воспитательных (просветительных), с другой, явилось точкой отсчета, с которой в первой половине XIX в. общество

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

В. И. Евсеенко. Историческая наука в Гвинее: этапы становления и проблемы Историческая наука в Гвинее ведет свое начало, как и во многих других африканских странах, от традиций фольклора, от устных исторических преданий, передаваемых из поколения в поколение

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

1. Минимальные признаки человеческого общества Вначале Поршнев формулирует хорошо известную марксистскую формулу:«Чтобы говорить об обществе, необходимо наличие трех качественно особых и взаимосвязанных явлений, выражаемых […] в трех коренных социологических

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества) Акойтный запрет, лежавший в основе рода, был типичным табу. Нарушение его, как и отступление от любого классического табу, рассматривалось как такое действие,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Противоречия становления гражданского общества в Англии Завершение наполеоновских войн открыло эпоху, когда Англия на долгие годы заняла ведущие позиции в мировой политике, стала державой номер один, промышленной мастерской мира, его финансовым центром и эталоном

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

13. Как была написана книга «Возникновение человеческого общества» В кандидатской диссертации, наряду с проблемой возникновения труда, которая была в основном там решена, была поставлена другая, неизмеримо более сложная - становления человеческого общества. Но только

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов Текст с заданиями 21-24.

1 . С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;
  • понять, что именно требуется для успешного ответа;
  • уяснить, из каких частей складывается задание;
  • стараться выполнить все задание;
  • если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
  • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
  • сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?







Происхождение человека и становление общества

Продажа новых идей требует отдачи всех сил. Для начала необходимо, чтобы слушатели согласились с вами в принципе. Затем их следует подвести к конкретному действию. Используйте формулу Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, и вы создадите мотивированную, побуждающую к действию презентацию.


  • Прочитать параграф №7.
  • Ответить на вопросы после параграфа с. 78 «Проверь себя».

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг

Вопросы урока:

  • Наука о происхождении человека.

2. Становление общества

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.




ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Божественное происхождение человека.
  • Вмешательство инопланетян.
  • Очередное возрождение человечества.
  • Теория эволюции Чарльза Дарвина.

Мутации в результате:

- болезней и травм

- изменения климата

- повышенной радиации

- космических излучений

- химического воздействия


Наука о происхождении человека

  • Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
  • Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию.

Чарльз Дарвин

(12.02. 1809 – 19.04.1882)

Начните презентацию, приведя привлекающий внимание пример. Выберите пример, относящийся к аудитории. Этот пример должен явиться основанием для действия, ведущего к получению прибыли. Начиная презентацию с такого примера, вы подготавливаете аудиторию к дальнейшим действиям.

Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

Отбор на высокий интеллект

Роль рук как естественные орудия труда

Влияние стресса


Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.

Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.


Предложите действие. Сделайте это четко, ясно и кратко. Вы должны хорошо представлять, как аудитория выполнит это действие. Если вы этого не можете представить, аудитория тем более не может этого сделать. Будьте уверенным, предлагая действие.

Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.


5 млн. лет

4 млн. лет

3 млн. лет

2 млн. лет

1 млн. лет



Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.

Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад )

Paranthropus boisei

2.3 - 1.0 млн. лет назад

Australopithecus afarensis , 4-3 млн. лет назад

Следуя формуле Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, покажите выгоду, которую получит аудитория в результате выполнения действия. Учитывайте ее интересы, потребности и предпочтения. Подкрепите свои рассуждения фактами (статистикой, демонстрацией, свидетельствами, примерами, аналогиями, доказательствами), и вы получите доверие аудитории.

Homo neanderthalensis

200 000 - 28 000 лет назад

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад


2 октября 2009 г., Science , выпуск 326 Анализ скелета ардипитека (Ardipithecus ramidus) 4,4 млн. лет


Ardipithecus ramidus, 4,4 млн. лет

Lovejoy C.O., Suwa G., Simpson S.W., Matternes J.H., White T. The Greate Divides: Ardipithecus ramidus Reveals the Postcrania of Our Last Common Ancestors with African Apes // Science. 2009. 326. P. 100 - 106.


Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis , или Человек умелый.

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад

Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 - 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens , или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).

В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.

Homo erectus

Homo sapiens


Человек умелый

2.4-1.5 млн лет назад


Человек умелый – орудия труда

Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.

Обработанный кварц / галька

2.4-1.5 млн лет назад


Питекантропы / Синантропы

Питекантропы и синантропы. Определенно умели изготавливать каменные орудия труда (напр, обоюдоострое рубило).

Были значительно крупнее австралопитеков и с большим объемом мозга.

Могли уже использовать огонь для приготовления пищи, но добывать скорее всего не умели.

Азия / Индонезия / Китай

800-500 тыс. лет назад


Неандерталец

От находки вблизи города Неандерталя (Западная Германия).

Умственные способности более развиты, чем у предшествующих перв. людей.

Скорее всего учились осваивать речь, но не полностью владели речью.

300-40 тысяч лет назад


Неандертальцы – жизнь в пещере

В эпоху обледенения селились в пещерах.

Неандертальцы постепенно вымерли, причины не совсем понятны.

300-40 тысяч лет назад


Охота неандертальцев

Умели охотиться на крупных животных. Для этого, скорее всего, требовалось минимальное владение речью.

Пещерный медведь


Орудия труда неандертальцев

Еще плохо обтесаны

300-40 тысяч лет назад


На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам.

Кроманьонец

Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73.

Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.


Кроманьонцы

Homo Sapiens

По облику, объему мозга, росту и т.п. похожи на современного человека.

Кроманьонцы освоили всю Европу и Азию. В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, а также в Средней Азии.


Неандерталец и кроманьонец

Вытеснение неандертальцев Homo Sapiens (завершилось примерно 30-40 тысяч лет назад)


Группа Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, Лейпциг Май 2010 г. Генетические различия между неандертальцами и сапиенсами - 0,16 % Генетически неандертальцы ближе всего к населению Евразии, и, прежде всего, к европейцам. С африканцами сходство намного меньше.




ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Германия

500 тыс. лет

СИНАНТРОП

Китай (Пещера Чжоукоудянь)

500 – 200 тыс. лет

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Германия Пещера Неандерталь 150-40 тыс. лет

ПИТЕКАНТРОП Остров Ява Индонезия 1,9-0,5 млн. лет

ХАБИЛИС Ущелье Олдувай (Танзания) 1,8 млн. лет

АВСТРАЛОПИТЕК афарский (Эфиопии) 2,9-3,7 млн. лет


неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус»

Австралопитековые


Человечество позднего плейстоцена –

неандертальцы и сапиенсы

Homo sapiens sapiens

Гейдельбергские люди

Архантропы

Первые Homo

Австралопитековые


Сен-Сезер




КРУПНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССЫ ТЕЛА МОЗГ СПОСОБЕН К:

- Образному и логическому мышлению.

- Долгому и разнообразному обучению,

- Управлению членораздельной речью

- Точной координации зрения и движений рук.

- возможны психические заболевания.

- крупные черепов младенцев затрудняют роды.

Объём мозга человека от 900 до 2000 куб.см. Если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами. Площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека.



Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества

В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество.

Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г.Лессинг


Единого человечества нет,

народы живут в

разновременном

пространстве.

Существует множество

могучих культур, а не

единое человечество

(Шпенглер)

Понятие человечества

совокупность родственных

племен – истинное

выражение социального

единства (Данилевский)

Земля – единый корабль,

человечество сплачивается

в «коллектив землян»

(К.Циолковский,

В.Вернадский)

Каждый человек – необ-

ходимая и важная часть

человечества, так как

вносит реальный вклад

в культуру. (Трубников)


Человек

Существо биологическое

Существо социальное

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Два понимания термина «человечество».

Единая судьба народ ов

Собирательное понятие

Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля – единый корабль, человечество сплачивается в коллектив «Земля».

Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанное незримыми узами мозаика культур.

Человечество-результат биологической и социальной революции.


Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества

Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов).

Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий.

Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.


Два взгляда зарождения культуры.

Магия

Образ

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

  • http://macroevolution.narod.ru/human.htm
  • http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/HOMO.HTM
  • http://macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
  • http://macroevolution.narod.ru/dolnik04.htm
  • http://offline.computerra.ru/2007/703/334770/
  • http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st001.shtml
  • Всемирная история, 1 том: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml
  • Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр. 70-80