Узоры для ткачества на бердо схемы. Мастер-класс по ткачеству на бердо простых поясов в технике «Заправка в узор

Для составления узора в данной технике достаточно выбрать цвета и расположить их в нужной последовательности исходя из того что нитки 1-ого ряда будут составлять узор одного ряда, а 2 ряд ниток – следующего ряда и далее они только чередуются.

Предлагаю следующую схему для этого урока:

Расчёт ниток:

Считаем количество нужных нам ниток по выбранной нами схеме:

Красные нитки - 8

Оранжевые нитки - 10

Жёлтые нитки - 6

Чёрные нитки - 8

Синие нитки - 3

Если для первого раза схема покажется слишком длинной, можно взять только часть схему (нитки лучше взять потолще), например вот так:

Тогда расчет ниток следующий:

Красные нитки - 3

Жёлтые нитки - 4

Чёрные нитки - 2

Синие нитки - 3

Расчет длины ниток:

150см (длина изделия) + 22см (ширина бёрдышка) + 70см (кисти и сокращение длины) = 242см.

Это примерный расчёт. По началу лучше брать нитки подлиннее, чтобы наверняка хватило на изделие. С опытом вы уже будете знать, скольков вам ниток требуется на изделие определённой длины и ширины. Хочу лишь добавить, что чем длиннее изделие, тем больше нужно добавить на сокращение длины.

Предварительная подготовка:

1. Когда мы определились со схемой и длиной изделия, наснуем необходимое количество ниток. Процесс снования можно посмотреть в МК "Снование ниток".

2. Начинаем заправлять бердо. Желательно заправку начинать с середины, чтобы нитки равномерно расходились в разные стороны и при ткачестве бердо не перевешивалось на бок. Особенно это ощутимо при длинном бердо с множеством зубьев (от 60 зубьев и выше). Находим середину: предлагаю в данном примере за центр взять дощечку с дырочкой (если щель – начинайте с дощечки с отверстием либо справ, либо слева, это уже не важно), чтобы не было путаницы при дальнейшем объяснении техники.

Смотрим на схему. В самом центре у нас – нитка синего цвета. Продеваем ее в отверстие (теперь все нитки из второго ряда схемы будут продеваться у нас в отверстие, а все нитки первого ряда – в зуб, то есть в щель между дощечками)


3. Далее по схеме идут черные нитки из 1-ого ряда – справа и слева от синей, их продеваем в зуб. Нитки желательно вытягивать на одинаковую длину, чтобы сэкономить время на выравнивании и завязывании ниток в пучок после заправки всех ниток.

И так далее, пока не заправим все нитки. Рекомендую заправлять очень внимательно, чтобы не пропустить зуб или отверстие и не засунуть случайно в один зуб две нитки, иначе придется перезаправлять. Хорошо, когда это случается под конец, а если где-то в середине и когда очень много ниток - времени затрачивается достаточно.


4. Теперь подравниваем длину ниток, чтобы все они примерно находились на одном уровне, подправляем, если они спутались между собой. Можно помочь себе в этом массажкой или деревянным гребешком. Далее связываем их все вместе в узел. Так же рекомендую проверить, все ли нитки были завязаны в пучок, не вылезла ли хоть одна. Лучше сразу исправить это и перезавязать пучок.



И при помощи бердо, рук и возможно деревянной расчёски начинаем распутывать нитки по всей длине.


7. Расправив нитки, хорошо их натягиваем, чтобы ни одна ниточка не провисала. Длинные нитки сматываем в "косу" (МК «Сокращение длины ниток»).

Техника ткачества:

Шаг 1. Перед началом работы в пространство между нитками (зев) продеваем рабочий пояс и повязываем его вокруг себя. Можно начинать!


Шаг 2. Берем уточную нить и привязываем ее к крайней нитке, оставив небольшой хвостик.


Шаг 3. Теперь протягиваем уточную нить между двумя рядами ниток, подтягиваем нить, но не до конца, чтобы осталась петелька.


Шаг 4. Меняем зев – берем бердо за рамку и приподнимаем вверх, так, чтобы нитки в щелях ушли вниз, а сверху были нитки в отверстиях.


Шаг 5. Подбиваем ребром или деревянным ножом нитки и только сейчас затягиваем до конца уток. Правда, сама я в самом начале работы уток затягиваю только после второго ряда, а дальше уже после каждого. Вытянув уток, прокидываем его в новый зев.

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:

Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:


Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7


Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.

2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.

Сначала готовим нити. Длина нитей должна быть равна длине пояса и по 0,5 м с каждого конца на кисти. Количество нитей считается следующим образом: на каждую нить рисунка (красная нить) приходится две нити основного цвета (белая нить) плюс две крайние нити. Кроме того поясок частенько окаймляется кромкой. В этом пояске с каждой стороны добавляют подряд 4 белых, 4 красных и снова 4 белых нити. Это видно на фото.

В каждой продольной планке бердышка есть отверстие для нити. Заправляйте нити от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

Итак, заправьте в бердо 55 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми — основы, и по 12 — по краям, для декоративной кромки.

Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, на стене) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сотките несколько рядов, чтобы закрепить нити.

Сначала опустите бердо вниз — они разделятся на два потока — четные и нечетные нити, образуется зев, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Чаще всего цвет утка подбирают в цвет основных нитей, и соответственно крайние нити в кромке тоже должны быть такого же белого цвета.

Поднимите бердо вверх — потоки нитей переплетутся.

"Подбейте" их ладонью (а лучше деревянной линейкой) к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка. Чем плотнее будет подбивка, тем более четким будет рисунок, при слабой подбивке узор вытянется вдоль основы.


Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить — штрихами; остальные — кромочные нити, остаются на своих местах.

На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), — из нижнего слоя в верхний при выборке узора 13 ряда. При тканье помните, что теперь узорные нити находятся между каждыми двумя основными. И если между белыми нитями нет красной, значит она уже считается лежащей внизу.

Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей. Понятие «браный пояс» происходит как раз из того, что узор нужно выбрать.

Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность тканья, внимательно следите за краями пояса — они любят «волноваться» и не допускайте провисания нитей с изнаночной стороны. Иногда узорные нити даже придется подтягивать, так как они меньше расходуются при тканье.


От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Только запомните: узорные нити должны быть, по крайней мере, такой же толщины как основные, а лучше — толще. Тонкие нити не будут «сливаться» в узор.

Немного сложнее работать с шерстяными нитями — они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими — из нитей с хлопком и вискозой — рисунок получается более объемным и фактурным.

Еще один способ заправки бердышка можно найти в статье

Материалы:
Белая и красная нити из вискозы длиной
не менее 250 м (в мотке), 2 мотка

Инструменты:

Бердо

Порядок работы:

Внимательно рассмотрите бердо перед тем, как заправлять в него нити. На каждой продольной планке есть отверстие для нити.

Нарежьте нити необходимой длины (по длине пояса) исходя из того, что на кисти нужно оставить по 0,5 м с каждого конца пояса. Заправьте их в бердо, соблюдая основное правило: на одну нить рисунка приходится две нити основы, т. е. если рисунок составляют 19 нитей (клетки на приведенной схеме), то для основы нужно набрать 38 плюс две крайние. Заправляйте их от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

1. Итак, заправьте в бердо 59 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми - основы, и по 8 - по краям, для декоративной кромки.

2. Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, ножке стола) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сделайте несколько рядов, чтобы закрепить нити.

3. Сначала опустите бердо вниз - они разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Поднимите бердо вверх - потоки нитей переплетутся.

4. "Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

5. Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка.

6. Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить - штрихами; все остальные остаются на своих местах. На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), - из нижнего слоя в верхний.

7. Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей.

8. Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

9. Плотно подбейте нить утка ладонью к плетению и затяните петлю.

10. Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.

Схема


Совет

От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Немного сложнее работать с шерстяными нитями - они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими - из нитей с хлопком и вискозой - рисунок получается более объемным и фактурным.

Кстати
В домашнем и кустарном ткацком производстве бердо применялись в течение многих столетиий. До конца XIX века это были гребни с зубьями из дерева, тростника или из плющеной проволоки, закрепленные с обеих сторон в деревянных или металлических планках. До сих пор это одна из основных рабочих деталей ткацкого станка: продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями - таким образом достигается их равномерное распределение по всей ее ширине. Перемещая бердо вдоль нитей основы, проложенную нить утка "прибивают" к краю (опушке) ткани. От частоты расположения в нем зубьев (от 2 до 40 - на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани. Для плетения поясов используется бердо из дерева, изготовленное на заказ по эскизам XIX века.

Можно сделать имитацию тканого пояса, вышив орнамент швом "наоборот", - полосы вдоль нитей ткани выплняются мулине в 4 сложения швом "вперед иголку", двигаясь от начала до конца полосы, справа налево и обратно. На схеме одна клетка равна трем нитям ткани (крупного плетения) и двум рядам по вертикали.

Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…

О чем курс и чему он научит?

В курсе вы узнаете:

  • что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
  • какие материалы выбрать для разных целей
  • как отсновать и заправить нити основы в бердо
  • как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
  • какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
  • как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
  • некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
  • как можно декорировать готовое полотно
  • какие изделия можно создать таким образом
  • как ухаживать за такими изделиями

Чем удобны курсы Крафтики?

  • неограниченный доступ к приобретенному курсу
  • возможность обучаться в удобном для вас ритме
  • обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
  • к курсу прилагаются дополнительные материалы

Как это произошло?

В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.

И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!

Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.

Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)

Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!

А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)