Когда ребенок начинает говорить: нормы

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Сегодня никто не сомневается в том, что чтение, пение колыбельных во время беременности прекрасно развивают слух плода, а также, налаживает эмоциональную связь с мамой. Эмоции и врожденный музыкальный слух — важные составляющие речи. Задолго до того, как ребенок произносит первые слова, он внимательно изучает феномен общения взрослых — мимику лица во время разговора и жесты. Когда же кроха готов к произношению слов? Отчего это зависит?

Развитие речи начинается сразу после рождения — новорожденный плачет пытаясь сообщить миру о своих потребностях. Стандартно, первые слова появляются около 18 месяцев, а предложения в конце второго года жизни. Отклонения от нормы возможны до шести месяцев, например, некоторые дети начинают говорить первые слова в два года.

Ребенок начинает говорить… если растет в атмосфере общения

Невозможно научиться говорить, когда рядом нет соответствующего стимула. Опыт общения начинается с момента появления на свет и продолжает формироваться, если рядом находятся любящие родители.

Эмоциональная близость, спокойный разговор, легкий массаж, кормление грудью — все это дает отличный старт, чтобы ребенок быстрее начал говорить. Рассказывайте ему все, что происходит вокруг используя короткие, простые предложения.

Говорите о себе в первом лице — «я одеваю шапку», вместо «мама одевает шапку», а также, в единственном числе «ты ложишься спать», вместо «мы ложимся спать».

Таким образом, у подросшего малыша не возникнет путаницы в понимании того, о чем говорят взрослые и сверстники. Кроме того, не пропускайте регулярные посещения педиатра и других специалистов, они вовремя выявят проблемы, которые в будущем, могут вызвать проблемы с произношением.

Малышу год? Пришло время для логопедических игр, благодаря которым ребенок начинает говорить более четко:

  • стройте смешные рожицы перед зеркалом
  • коснитесь носа и подбородка языком
  • проверьте, кто из вас плотнее надувает щеки
  • кто сильнее вытянет язычок
  • надувайте мыльные пузыри, дуйте на перья или вату.

Во время освоения слов, не заставляйте ребенка повторять их правильно или каждый раз исправлять ошибки. Достаточно будет того, что вы повторите сказанное слово или слог обращенный к предмету верно. Не забывайте хвалить кроху за предпринятые усилия.

Интересной игрой для развития общей моторики влияющей на речь, будет знакомство с цифрами изображенными на монетах. Предварительно промыв мелочь, покажите малышу, по каким признакам их можно раскладывать — номиналу, рисунку, размеру. Ваше присутствие во время игры обязательно, поскольку ребенок может случайно или специально проглотить монету.

Когда ребенок начинает говорить? Нормы

Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:

  • от рождения до трех месяцев — плач, стоны, гримасы
  • 4 — 6 месяцев — лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые «мама, баба, папа», делает эксперименты с голосом — кричит, издает разнообразные звуки
  • 7 — 12 месяцев — слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
  • от года до полутора — появляются короткие слова с эмоциональным ударением
  • полтора — два года — ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
  • три года — все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.

Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.

Во сколько дети начинают говорить — если первые слова задерживаются

Разница со сверстниками до полугода считается вариантом нормы, поскольку это может быть связано со многими факторами. Стало известно, что у 30% детей задержка речи имеет генетический характер — у одного или обоих родителей прогресс шел с такой же скоростью.

Также это результат сложных или преждевременных родов, но при условии, что моторное развитие не нарушено. Если вы видите, что малыш в год понимает речь взрослых и выполняет простые просьбы, волновать не о чем.

Когда обращаться к врачу? Если наблюдаются проблемы со слухом — плохая реакция на обращения или ее отсутствие. Отставание в развитии физических и моторных навыков, пассивное поведение.

Все возникшие вопросы и решение проблем следует решать как можно быстрее, так как они часто перерастают в более серьезные нарушения, которые впоследствии мешают нормальному функционированию в обществе.

Видео

В данной статье мы с вами, друзья, поговорим о приблизительных сроках формирования речи у ребенка. О том, когда же все-таки мы услышим первые слова от своего малыша. И я вот сижу сейчас и печатаю первый абзац данной статьи, и из соседней комнаты доносится «папа». Только я понимаю, что это мой сынок не зовет меня, он еще очень маленький. Ему только 7 месяцев и он просто сложил в кучу 2 слога «па+па». Мы же в данной статье постараемся определить, когда же именно ребенок осознано начнет называть предметы словами и от чего это зависит.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.

Что делать родителям

Вот хочется просто одним общим предложением сказать. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения, представьте, что перед вами взрослый человек, который просто не может вам ответить.

Почему вообще так происходит, что дети говорят именно на том языке, на котором общаются их родители. Все потому что они повторяют фразы за вами, мозг начинает запоминать, какая фраза и к какому предмету относится. Они замечают интонация, следят за тем, как взрослые общаются между собой.

Вот именно поэтому так важно постоянно общаться с детьми, показывать им предметы и рассказывать про них, объяснять, что какого цвета, запаха и т.д.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи.

  1. Говорите медленно и внятно, соблюдайте интонацию.
  2. Старайтесь говорить большую часть времени, когда находитесь с ребенком. Говорите ему, что вы делаете или собираетесь делать: «Мама тебя будет кормить», «Сейчас уже будем купаться» и т.д.
  3. Купите несколько интересных детских книжечек с картинками. Они должны быть достаточно больших размеров. Читайте ребенку книжечку и показывайте картинки одновременно. Это будет и интересно и полезно.
  4. Бытует такое мнение, что для развития речи необходимо выполнять массаж ладошек плюс развивать моторику пальчиков. Купите ребенку игрушки, которые способствуют развитию моторики пальцев.
  5. Слушайте, какие слоги говорит ребенок, повторяйте за ним вслух и добавляйте несколько новых букв.
  6. Можно выполнять с ребенком некоторые голосовые упражнения, например, рассказывать ему, какие звуки издают те или иные животные. Старайтесь копировать домашних любимцев или других известных вам животных, только не напугайте ребенка.
  7. В более старшем возрасте, уже около года, можно попробовать тренировать с малышом выговаривать те буквы, которые у него плохо получаются. Для этого вам придется придумывать словосочетания, в которых присутствуют данные буквы.
  8. Для тренировки произношения слов можно попробовать позаниматься с ребенком дыхательной гимнастикой. Для этого достаточно поиграть с ним в игры, где нужно на что-то дуть, например, сдувать бумажку со стола, достаточно безобидная забава.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» — это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова — об этом наша статья.

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Первые годы жизни ребенка — это период ярких событий его стремительного развития.

  • в 1 — 2 месяца агуканье — первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
  • в 2,5 — 5 месяцев гуление — вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
  • в 6 месяцев лепет — это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
  • в 7 — 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
  • в 9 — 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
  • в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
  • в 2 — 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
  • в 3 — 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.

Только успевай ловить радостные моменты!

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.

Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.

Почему ребенок долго не начинает говорить

Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:

  • в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
  • в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
  • в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
  • в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
  • в 3 года не разговаривает простыми предложениями.

Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.

К причинам отклонений речевого развития относятся:

  • нарушение слуха;
  • нарушение зрения;
  • поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
  • слабое развитие органов артикуляции.

Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

  • Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
  • Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.

Общайтесь с душой

Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.

Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.

Когда дети начинают говорить

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Когда ребенок начинает разговаривать — зависит от его общего физического и психологического развития. Тренировка речи начинается уже с первого месяца, а после полугода можно услышать отдельные слоги «ма» или «па».

До 6 месяцев закладываются основы речи ребенка. Если взрослые постоянно разговаривают с ребенком, называют вещи вокруг, когда держат его на ручках, проговаривают все свои действия, рассказывают стишки, потешки, поют малышу — его развитие идет намного быстрее и интенсивнее.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

В каком возрасте ребенок начинает говорить

С первого месяца малыш сначала кряхтит, потом агукает, протягивает гласные. Внимательно слушает родных, пробует имитировать интонацию взрослых, отвечает на обращения к нему на своем, детском языке.

Во сколько дети начинают разговаривать (как формируется речевой аппарат).

Возраст малыша (в месяцах) Как развивается речь
1-3 Крик, протяжные звуки «бууу», «аааа», «гууу», «ууууу», отрывистые звуки «г», «н», «к», «д», начало гуления.
4-5 Смеется, поет (протягивает звуки, играет интонацией голоса), появляется мелодичное гуление «абу», «аба», «апу».
6 Лепечет, откликается на голоса родных, говорит отдельные слоги «ма», «ба», «та».
7-8 Если называют предметы, малыш ищет их глазами и может показать на них пальчиком. Если родители играют с ним, объясняют, может подражать звукам животных. Например на вопрос: «Как говорит собачка?» — отвечает: «Ав-ав!». В речи появляется больше смысловых слов-слогов.
9-11 Говорит простые слова из парных слогов, может сказать «мама», «папа», «кака».

Можно сказать, что возраст от 7 до 8 месяцев — это период, когда ребенок говорит первое слово. «Ав-ав», «муу», «би-би» — это первые слова из повторяющихся слогов, которым малыш пользуется осознанно. Во сколько дети говорят первое слово, зависит от темперамента ребенка, от того, насколько много с ним разговаривают, играют, уделяют ему время и внимание.

Период с 9 до 11 месяцев — это время, когда ребенок начинает говорить «мама», «папа», «баба». Он может подражать звукам «мяу», «гав», «мее», «бее». В дальнейшем речь все больше усложняется.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Как развивается речь ребенка после года

Возраст малыша (в годах) Как развивается речь
1-1,5 Ребенок может назвать близких членов семьи, показывает животных на картинках, на вопросы, где у него какая часть тела, показывает пальчиком, пытается называть сам. Если с увлекательной интонацией рассказывать малышу несложные стихи, он пытается их повторить.
2-3 Понимает простые односложные вопросы, выполняет просьбы, понимает запреты, может рассказывать простые стишки.
3-4 Активно пополняет словарный запас, говорит простыми короткими предложениями. Речь ребенка хорошо понимают уже не только родители, но и остальные взрослые.

Возраст, когда ребенок начинает говорить первые слова, очень индивидуален. В одной и той же семье, с теми же принципами воспитания, возможностью уделять много времени ребенку один малыш может заговорить очень рано, а его братик или сестричка могут сказать свое первое слово намного позже.

Почему малыш не начинает разговаривать

Если ребенок существенно отстает от общепринятых норм, возможно, ему нужна помощь. Педиатр даст направления к логопеду, неврологу и психологу, чтобы выяснить причину отставания.

Возраст, во сколько дети начинают говорить первые слова, не всегда зависит от интеллектуального развития малыша. Если в семье напряженная эмоциональная обстановка, часто кричат или грубо разговаривают, ребенок напрягается и не спешит участвовать в разговорах.

Если мама или бабушки понимают малыша без слов, они также лишают его самостоятельности в развитии речи. Малышу проще промычать что-то, показать ручкой или эмоционально погудеть, а за него перебирают все возможные варианты, на которые он может просто отрицательно покачать головой или кивнуть.

Нужно задавать дополнительные вопросы, иногда делать вид, что не понимаешь (даже если это не так), чтобы малыш проходил через трудности и развивался.

Что помогает ребенку в развитии речи Что тормозит развитие речи ребенка
• разговоры с ребенком;
• пальчиковые игры;
• развитие мелкой моторики, возможность играть с мелкими деталями игрушек, перебирать пальчиками мелкие вещи, давать рассматривать тактильные книжки и игрушки;
• атмосфера безусловной любви и защищенности;
• задавать ребенку больше вопросов, на которые нужно отвечать словами (например: это кто на картинке? Показывать на части тела и спрашивать: это что? Спрашивать названия животных и предметов вокруг);
• чаще обнимать, целовать ребенка, гладить, делать массаж.
• грубое обращение;
• тяжелая эмоциональная атмосфера;
• нет ощущения безопасности и безусловной любви;
• с ребенком мало общаются, нет возможности сформировать словарный запас;
• ребенку не дают возможность задать вопрос словами, предугадывая его желания, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет».

Иногда любящие, заботливые мамы сталкиваются с тем, что знают, во сколько лет дети начинают говорить, но не могут дождаться этого от своего ребенка. Никто не отменял индивидуального характера маленького человечка. Если малыш не торопится разговаривать, и по всем показателям его развитие в норме, нужно подождать. Не переживать, не торопить события. Продолжать заниматься, разговаривать, объяснять, читать книжки, показывать картинки, играть в пальчиковые игры. И вытягивать малыша на диалог, задавая ему вопросы, на которые можно ответить только словом, а не жестами или гудением.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Развитие речи и физического развития должно проходить определенными этапами, которые у большинства детей и происходит. Иногда ребенок отстает или продвигается вперед в своем развитии. Узнайте, во сколько они начинают говорить, и что должны уметь на определенном этапе развития речи.

Вопрос того, во сколько по нормам развития должны начинать говорить дети, конечно же волнует всех родителей. Но перед первыми словами должны быть звуки. Проследите за своим ребенком, соответствует ли развитие его речи нормам?

Развитие речи по возрастам

0-3 месяца

  • В этом возрасте можете слышать только детский лепет;
  • У ребенка острая необходимость выражается;

4-6 месяцев

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • Малыш издает звуки, которые все больше напоминают буквы. Вам кажется что вы слышите много разных букв, в том сложные для малыша такого возраста буквы П, Б и М;
  • Голос выражает счастье или разочарование.

6-12 месяцев

Если вас больше всего волнует, во сколько ребенок скажет мама, то это время пришло.

  • Реагирует на свое имя и имена членов семьи;
  • Пытается воспроизводить различные звуки речи;
  • Использует речевые голоса, чтобы привлечь и удержать внимание.

12-18 месяцев

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • Детки начинают громко говорить доступные им слова играяи имитирует вокализации взрослого;
  • Имитирует звуки из окружающей среды;
  • Словарный запас насчитывает от 6 до 20 слов;
  • Детские пожелания выражается в форме «слов-предложений», слово интонация «Мама» говорит по-разному. Это может означать «подобрать меня», «накормить меня» и так далее.

18-24 месяцев

  • Слова и выражения сопровождаются жестами;
  • Способен говорить свое имя;
  • Во сколько оценивается словарный запас? От 20 до 50 слов;
  • Связывает слова в словосочетания (например «детский папа»);
  • Начинает задавать вопросы, состоящие из 1-2 слов.

24 — 30 месяцев

  • Использует предложения от 2 до 3 слов;
  • Задает вопросы с «что?» и «где?»;
  • Отвечает на вопросы с «да» и «нет»;
  • Правильное использование местоимения: ты и я.

30-36 месяцев

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • Выражает мысли в предложениях, которые включают три, четыре или более слов;
  • Начинает говорить правильно и часто использовать падежи и глаголы;
  • Находит слова, описывающие почти все вещи и явления, которые его окружают;
  • Часто называет людей по их именам;
  • Его разговор понятен широкому кругу слушателей.

3-4 года

  • Знает, как произнести свое имя;
  • Речь понятна и знакома слушателям;
  • Используйте предложения из более 4 слов;
  • Задавать вопросы, используя слова: «почему?», «что?», «кто?», «когда?»;
  • В разговоре использует все виды слов;
  • Предложения в этом возрасте, в основном, грамматически правильные;
  • Использование прошлого и будущего времени.

4-5 лет

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • Использование времени и причинно-следственных предложений;
  • Способен рассказать короткую последовательность событий;
  • Используют дети относительные местоимения, наречия, и цифры;
  • Имеет довольно богатый словарный запас;
  • Свободно говорит с небольшим количеством грамматических ошибок и в правильном произношении.

5-6 лет

  • Может пересказать историю;
  • Выражается синтаксически сложными предложениями;
  • Только в случае более длинных и более сложных слов могут появиться бессистемные ошибки в произношении;
  • Изложение содержания грамматически правильно;
  • Правильно применяют неправильные формы глаголов и существительных;
  • В пять с половиной лет правильно произносит все звуки.

Когда ребенок начинает говорить: нормыДислалия, расстройство производства речи, наблюдается у деток с

  • нормальной физиологией слуха
  • нормальным строения органов речи
  • нормальным интеллектом
  • развитием лексики
  • и соответствующим выражениям.

Вы получили ответ на свой вопрос, во сколько малыш должен начинать говорить, строить предложения или пересказывать историю? Если развитие речи вашего ребенок не следует этим правилам, то это не значит, что у вас есть большая проблема. Если вы думаете, хотя, что ваше дитя нуждается в помощи, обратитесь к педиатру.

Доктор Комаровский: о развитии речи малышей.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Волнующий вопрос возникает у большинства родителей: «Когда дети начинают говорить?». Первые слова малыша – большая радость для его близких. Они с нетерпением ждут момента, когда услышат «мама» или «папа». Если их ребенок после первого года не начинает произносить свои слова, большинство взрослых бьют тревогу, начинают появляться мысли, что с их малышом что-то не так.

Однозначного ответа на вопрос во сколько дети начинают говорить не существует. Специалисты успокаивают таких мам, объясняя, что речь должна развиваться поэтапно. Его первые слова появятся, когда ребенок будет к этому готов. Но все же есть усредненные нормы, на которые можно ориентироваться, чтобы понять, правильно ли формируется речь малыша.

[stextbox маму мучают сомнения, что с речью ребенка что-то не так, близкие начинают успокаивать, приводить в пример детей родственников, которые «молчали до 4 лет, а потом как заговорили сложными предложениями». Возможно, они правы. Но все же стоит пройти осмотр врачей и не терять времени даром.[/stextbox]

Нормы появления речевых навыков у ребенка

С момента своего рождения до 6 месяцев начинает закладываться фундамент речевого аппарата. В период первого полугодия кроха проходит несколько этапов:

  • В первый месяц малыш начинает проявлять реакцию на речь окружающих его людей. Это проявляется в том, что младенец перестает плакать, когда слышит голос мамы или папы.
  • К трем месяцам, младенец оживляется при общении взрослых и начинает в «гулить» в ответ. Малыш умеет проговаривать звуки «г», «к», «н».
  • К пяти месяцам малыш начинает искать источник звука, поворачивая голову в правильном направлении.
  • К 7-8 месяцам он начинает пытаться сказать отдельные слоги, например «ба», «ма», «па».
  • В возрасте 1-1,5 года умеет произносить несложные короткие слова.
  • В 1,5-2 года имеет в своем словарном запасе около 50 слов. Малыш начинает правильно повторять слова, услышанные от взрослых. Он пытается составлять небольшие предложения, похожие скорее на словосочетания.
  • В три года должен полностью понимать обращенную к нему речь. Уметь составлять короткие предложения, расширять свой лексикон.

Период между двумя-тремя годами является самым динамичным в становлении речевого аппарата. Личный пример родителей и окружающих взрослых важен для малыша. Нельзя смеяться над его речевыми ошибками, игнорировать просьбы объяснить значение тех или иных слов. Это приведет к снижению желания овладеть речью и научиться произносить сложные слова.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Существуют нормы, когда ребенок должен заговорить. На них ориентируются родители и специалисты, но утверждать, что они подходят для всех, невозможно. Каждый ребенок очень индивидуален.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать ниже, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка.

Что такое «гуление»

Первые гласные буквы могут появиться уже в 2-3 месяца. Гуление – когда ребенок начинает говорить агу, это смешивание гласных и согласных букв, появляющееся в период 5 месяцев. Малыш тянет звуки, повторяет отдельные буквы, иногда их сочетания – «уау», «ааааа», «ууууу».

В 4-5 месяцев начинают появляться согласные звуки – «г», «к», «м» и другие. К 6 месяцем он умеет проговаривать «бабабаб», «папапапа», «мамамама» и прочие аналогичные звуки.

Что делать если есть задержка

Когда ребенок начинает говорить: нормыНаличие задержки (отставания) в речевом развитии до полугода считается вариантом нормы. В этом случае не стоит паниковать. Подобное явление может быть продиктовано рядом причин и во многом зависят от родителей.

Как показывают исследования, около трети всех речевых задержек обусловлены наследственностью. Это означает, что у одного из родителей речевое развитие протекало похожим образом.

Также могут влиять осложнения при беременности или родах (при условии, что не нарушено моторное развитие). Если родитель замечает, что ребенок понимает обращенные к нему слова и может исполнять просьбы, волноваться об отставании не стоит. Обращаться за помощью к специалистам нужно если:

  • наблюдаются проблемы со слухом;
  • присутствует заторможенная реакция при обращении к нему либо реакция вовсе отсутствует;
  • присутствует отставание в физическом или моторном развитии;
  • проявляется пассивное поведение, ребенок старше 4 месяцев не оживляется при виде мамы, не машет ручками, не интересуется вообще никакими игрушками.

[stextbox есть подобные проявления, родителям нужно обратиться за помощью к педиатру по месту жительства, а он уже определит, нужна ли ребенку помощь невролога или других специалистов.[/stextbox]

Как могут помочь родители

Когда ребенок начинает говорить: нормыКогда ребенок начнет говорить первые слова во многом определяется родителями. Взрослые должны уделять своему малышу достаточно внимание, заниматься с ним. Малыш овладевает речью и учиться говорить только тогда, когда слышит слова и речь взрослых.

Во время прогулок, нужно рассказывать, что видите вокруг себя, подробно это описывать (деревья, кусты, дома, машины и т.д). Желательно менять маршрут прогулок, выбирать тихие места, где нет громких раздражающих звуков. Для этого прекрасно подойдут парки, скверы.

Когда ребенок задает вопрос, нельзя их игнорировать. Необходимо постараться дать развернутый ответ на него. Когда малыш сталкивается с не знакомым ему предметом, нужно подробным образом объяснить ему что это такое и для чего он нужен.

Родители должны включать музыку, читать стишки. Рекомендуется читать сказки, заниматься с книгами. Это также будет полезным для изучения букв и умения читать.

Малыш может узнать буквы прежде, чем начнет хорошо говорить. Периодически стоит просить его описать что он делал, где гулял, что видел.

Развитие речевого аппарата

Когда дети начинают говорить определяется готовностью речевого аппарата. Его развитие зависит от того, насколько правильно занимаются с малышом взрослые. Мама и папа должны помочь сказать свои первые слова.

  • занятия лучше сопровождать стишками или песенками;
  • в общении лучше использовать короткие, понятные слова (сложные слова попросту игнорируется так-как они не понимаются им);
  • повторять родителям за крохой произнесенные им слова или звуки;
  • не стоит переходить на сюсюканье, речь взрослого должна быть четкой, внятной, правильной;
  • рекомендуется читать книжки, повторять потешки, поговорки, отрывки из песенок.

Нужно подобрать книжки правильно. Для годовалого ребенка гораздо интереснее будут книжки с яркими большими иллюстрациями. В более позднем возрасте он должен называть предметы, на которые указывает родитель. Важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для этого нужно заниматься паззлами, конструкторами, сортировать мелкие предметы и проводить другие совместные занятия.

ВНАЧАЛЕ ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ЭМОЦИЙ УВЛЕКАЕТ МАЛЫША. ЗАТЕМ НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ СЛОВА, И НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ ОБЩЕНИЕ УЖЕ БЬЕТ КЛЮЧОМ.

Этап № 1 — доречевой

Если вы привлечете внимание вашего 6-месячного малыша и подчеркнуто отведете глаза на какой-нибудь предмет, ребенок последует за движением ваших глаз и, в свою очередь, посмотрит на предмет. Это выраженная форма общения, которую психологи называют «разделенное», или совместное, внимание. Также, если вы играете с ребенком, вы неосознанно учите его элементарным понятиям языка. Например, если протягиваете ему мяч, вы неустанно повторяете слово «мяч», который малыш ассоциирует с предметом, еще не умея говорить. Он отбрасывает мяч, и между вами начинает игра. Так ребенок узнает о понятии «очередь говорить» и в какой-то степени понимает, что каждому нужно ждать своей очереди.

К 8‒10 месяцам произнесенные малышом гласные будут четко выражать, что ребенок требует предмет или хочет его отдать. В течение этого первого важного года ребенок, может быть, не произнесет своего первого слова, но он уже создал все необходимые предварительные условия для становления речи. Поэтому этот период развития специалисты называют «доречевым».

Этап №2 — язык мимики и жестов

Вначале, конечно, протягивание пальца к своему плюшевому мишке не имеет точного смысла. Ребенок просто пытается схватить желаемое. Но потом ребенок отмечает, что вы даете ему мишку, и понимает, что, возможно, указующий жест означает: «Принеси мне этого мишку, которого у меня не получается достать». Обычно ребенок начинает придавать смысл своему жесту в возрасте 1 года.

Этап №3 — музыка слов

В возрасте нескольких месяцев грудничок видит разницу между адресованными ему радостным щебетом и выражением недовольства. Ребенок воспринимает тон, мимику, интонацию, жесты. А значит, на самом деле не сами слова, а их музыку.

Однако с 6‒8 месяцев, если вы приказываете ему, твердо говоря «Нет!», когда ребенок собирается совершить что-то неразумное (взять в рот пустышку, испачканную в земле), он сразу останавливается и убирает руку. Очень быстро ребенок начинает воспринимать запреты с помощью интонаций и, кажется, понимает некоторые простые слова.

Исследования показали, что 8-месячные малыши при чтении книги громким голосом уже могли выделить некоторые значимые слова, повторяющиеся много раз. Каждый малыш, прослушав «свою» историю в несколько подходов, предпочитал слушать эту историю со своим словом, что означает только то, что еще даже до понимания смысла ребенок накапливает информацию.

Этап № 3 — первые слова

Некоторые дети в 18 месяцев уже очень хорошо говорят, а другие в 4 года говорят лишь несколько слов. Одни дети сразу усваивают музыку, ритм предложений, основы фонетики, и слова связно следуют друг за другом, а другие, наоборот, произносят отдельные слова и не могут составить предложения. В 12 месяцев некоторые малыши уже владеют словарным запасом из 50 слов, а другие — никаким, делая успехи в бессловесном самовыражении. А в 2 года первые владеют уже 500 словами, а менее разговорчивые — едва десятком. В 5 лет у самых красноречивых словарный запас может достичь 1500 слов. При задержке никакой катастрофы не случится, но, как только механизм будет запущен, он уже не остановится.

Этап №4 — понимание

Между 2 и 4 годами ребенок владеет «до-понятиями». Например, он знает, что такое собака. Заметьте, не так как вы, взрослый: для ребенка это именно такая собака, которую он встречал в своей повседневной жизни. Если он видел только маленьких собак или собак с кудрявой шерстью, то он будет думать, что все собаки обязательно кудрявые и маленькие. На самом деле он не знает понятия «собаки» (большие, толстые, с короткой шерстью, с маленькими или висящими ушами и т. д.).

Мы должны говорить с ребенком, потому что он понимает нас, а не потому что он может (или не может) ответить нам. Существует два года разрыва между способностью понимания и речевой способностью.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

Когда ребенок начинает говорить: нормы

  • 1 Формирование речевого аппарата
  • 2 Пассивный словарный запас
  • 3 Развивающие игры
  • 4 Первое слово
  • 5 Молчание малыша
  • 6 Дефекты речи

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи – важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Когда ребенок начинает говорить: нормы

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector