Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Все мы знаем произведение Самуила Маршака «Вот такой рассеянный» и с удовольствием читаем его вместе с детьми. Но как быть, если рассеянным является ваш собственный ребёнок? Можно ли ему как-нибудь помочь?

Рассеянное внимание у ребенка: что делать?

В основе рассеянности лежит в первую очередь слабость концентрации внимания. Концентрация внимания является ключевым свойством, которое позволяет выхватывать из массы объектов один необходимый. Поэтому борьбу с рассеянностью нужно начинать как можно раньше.

Как проявляется рассеянность у ребёнка?

  • Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
  • Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
  • Часто выполняет не те домашние задания;
  • Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
  • С трудом запоминает правила, определения, стихотворения ;
  • Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
  • Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
  • Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
  • Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.

Как помочь рассеянному ребёнку?

  • Предъявляйте к ребёнку умеренную требовательность;
  • Стремитесь выработать у рассеянного ребёнка навык самоконтроля (на первых порах напоминайте ему и контролируйте то, что он должен был сделать);
  • Соблюдайте распорядок дня;
  • Создайте комфортное рабочее место и обеспечьте тишину во время выполнения домашних заданий;
  • Регулярно выполняйте упражнения на развитие внимания ;
  • Давайте ребёнку поручения, которые будут способствовать развитию концентрации внимания (Например, дождаться, когда закипит чайник).
  • Увеличивайте объём внимания ребёнка ;
  • Работайте над увеличением скорости восприятия информации;
  • Для борьбы с рассеянностью можно использовать также всяческие подсказки в виде ярких записок на видном месте, зазвонившего в нужное время будильника и т.д.
  • Пусть ребёнок больше считаем в уме. Предложите ему изучить математические фокусы;
  • Поделайте упражнения для развития мозга.;
  • Позанимайтесь с ребёнком по таблицам Шульте.

Рассеянность и невнимательность у детей

Не нужно путать рассеянность с плохой памятью. Рассеянность – это одна из форм невнимательности, неумение сосредоточиться. Учите ребёнка каждый раз осознанно думать о том, что он делает. Можно предложить ребёнку записывать в блокнот список дел, которые ему нужно сделать.

Эффективное упражнение против рассеянности — это лабиринты.

Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, но и очень полезное развивающее упражнение.

Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:

  • Развивается его внимание;
  • Тренируются навыки чтения;
  • Развивается мышление;
  • Улучшается пространственная ориентация;
  • Развивается зрительная память;
  • Тренируется умение достигать цели;
  • Развивается терпение и упорство;
  • Формируется координация движений руки и глаза;
  • Развивается мелкая моторика руки;
  • Тренируется наглядно-образное мышление;
  • Развивается умение преодолевать трудности.

Лабиринты для дошкольников

Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.

Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»

Рассеянность и невнимательность у детей

В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.

Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».

Рассеянность и невнимательность у детей

Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль.

Проявите терпение и настойчивость. Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Рассеянность и невнимательность у детей

«Я забыл», «Потерял. » — часто говорит ребёнок. Попробуем помочь крохе избавиться от рассеянности.

Все мы иногда что-нибудь да забываем. И если ваш ребёнок тоже как-то забыл вынести мусор или взять в школу сменку, не расстраивайтесь, это со всеми случается. Но некоторые дети страдают забывчивостью постоянно. Почему?

Рассказывает наш эксперт Дария Жмурова, психолог.

Это — норма

У малышей до 7 лет забывчивость является нормой поведения. Такая рассеянность не имеет ничего общего с расстройством памяти. Наши отпрыски могут не запомнить, что говорил учитель на уроке, лишь потому, что в тот момент они наблюдали дождик за окном, например, или рисовали в тетради, то есть концентрировали внимание на том, что им интересно.

По наследству

Вопреки расхожему мнению рассеянность не является сложившейся чертой характера. Это генетическая особенность, которая передаётся из поколения в поколение. Так, люди, предрасположенные к рассеянности, являются обладателями мутировавшего гена DRD2, который влияет на передачу важных сигналов в определённые отделы головного мозга. Если ген изменён, могут проявляться забывчивость, проблемы с кратковременной памятью.

Рассеянность и невнимательность у детей

Со временем рассеянность, если она действительно носит постоянный характер, может мешать и учёбе, и социальной жизни да и вредить в отношениях с людьми. Рассеянные персоны могут забыть, во сколько договорились о встрече, перепутать рейсы самолётов, переврать адреса. Присмотритесь к ребёнку, его поведение подскажет вам, похож ли он на героя Маршака.

Признаки рассеянности:

  • забывашка неспособен сконцентрироваться на чём-то одном, постоянно отвлекается от поставленной перед ним задачи;
  • отличается мечтательностью;
  • переспрашивает, когда вы задаёте ему вопрос;
  • часто произносит «я забыл», «я не помню», «ты так не говорила»;
  • опаздывает;
  • может надеть разные варежки или носки, выйти в тапках на улицу.

Не путайте рассеянность с манипуляцией, когда ребёнок прикрывает свои безалаберность и лень забывчивостью. Между ситуацией, когда дети умышленно «забывают» и не выполняют важные поручения, и моментами, когда они действительно не помнят, о чём их просили, большая разница.

Рассеянность и невнимательность у детей

Тренируем внимание

Если ваш забывашка унаследовал эту особенность от кого-то из родителей, вы пример такого поведения уже давно наблюдаете в своей семье и понимаете, что жить с забывчивостью всё-таки можно. А некоторые моменты можно скорректировать.

Рассеянность и невнимательность у детей

  • Включите в личную программу развития ребёнка всевозможные игры и упражнения на улучшение кратковременной памяти, внимания, логики. Тренировки нужны постоянно!
  • Не ругайте своё чадо: «Ты такой рассеянный, беспомощный, забывчивый. И в кого только ты такой?!» Это бессмысленно — всё равно что ругать за цвет глаз или особенность строения тела. От таких слов ребёнок может почувствовать себя уязвлённым и нелюбимым.
  • Между авторитарным и либеральным воспитанием необходимо отыскать баланс. Гиперопека забывчивому ребёнку на пользу не пойдёт. Чтобы напомнить о чём-то, не звоните ему бесконечно на мобильный, лучше оставьте записку на холодильнике.
  • Приучайте ребёнка вести ежедневники, с вечера или утром составлять списки дел, покупок, намерений — чего угодно! Это структурирует поведение и держит в тонусе даже самых мечтательных. Всегда можно посмотреть в книжечку, где написано, что нужно сделать и во сколько запланирована встреча.
  • Спрашивайте как можно чаще (не с видом учителя начальных классов, а нейтрально): «Во сколько у тебя завтра физкультура? Я уже говорила тебе, что нужно купить хлеб? Ты не видел такую-то книгу?» Направляйте внимание ребёнка в нужное русло.
  • Исключите физиологические причины рассеянности. Это может быть нехватка витаминов или правильных жиров в организме или недосып.

Анетта Орлова, радиоведущая

— В каждом отдельном случае нужно разбираться, чем вызвана рассеянность у вашего чада. Если речь идёт о недостаточной заинтересованности, нужно увлечь ребёнка. Но рассеянность может быть не просто недостатком внимания, но и психическим качеством. В любом случае важно помнить, что внимание можно развивать. Главное — не ругать ребёнка.

Рассеянность и невнимательность у детейСиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей относится к разряду спорных диагнозов, не воспринимаемых многими всерьез. У некоторых он и вовсе вызывает раздражение: мол, нечего оправдывать лень и дурное воспитание поколения модными психическими расстройствами. Между тем симптомы данного состояния были описаны в научных трудах еще на заре XX столетия. На сегодняшний день чрезмерная импульсивность, невнимательность и другие признаки СДВГ проявляются приблизительно у 6% населения планеты, однако к медикам обращаются лишь 2%. Воспитывать и обучать детей с таким синдромом весьма непросто, к тому же многие родители не готовы признать, что с их ребенком что-то не так. Они склонны искать причины его плохого поведения в окружающей обстановке, взаимоотношениях со школьными учителями, сверстниками и т. д. Хорошая новость в том, что, своевременно приняв необходимые меры, состояние детей с СДВГ можно существенно улучшить. Но прежде разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, в чем его опасность и как сформировать оптимальный семейный микроклимат для дошкольника или школьника с диагнозом СДВГ. Эти и другие вопросы комментирует семейный психолог, кандидат психологических наук Екатерина Талакова.

Рассеянность и невнимательность у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка: что это и почему он возникает?

Если ваш ребенок рассеян, забывчив, суетлив в жестах и разговоре, ни на чем не может сосредоточиться, всегда готов сорваться с места и куда-то бежать — возможно, у него СДВГ. Такие дети часто устраивают истерики: начинают рыдать и не могут остановиться, на них жалуются воспитатели и учителя.

«Со стороны СДВГ выглядит как дурное поведение, но на самом деле данное состояние порождает неспособность мозга быстро адаптироваться к ситуации, — поясняет Екатерина Талакова. — При этом спровоцировать развитие синдрома может генетическая предрасположенность, тяжелое течение беременности, психологическая обстановка в семье, особенности конкретного организма. Также СДВГ может развиться по причине осложнения после других заболеваний, например, вследствие родовой травмы или инфекционного поражения центральной нервной системы ребенка».

Рассеянность и невнимательность у детей

Когда возникает и до какого возраста может проявляться СДВГ?

Признаки СДВГ максимально полно проявляются в возрасте пяти-семи лет, ведь когда ребенок идет в школу, ему приходится подчиняться новым правилам и осваивать большие объемы знаний. Однако начальные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в первый год жизни ребенка.

Малыши с СДВГ чаще плачут, плохо засыпают, чутко реагируют на внешние раздражители: слишком яркий свет, громкий голос, неожиданный звук и так далее. Кроме того, зачастую они значительно позже, чем сверстники, учатся переворачиваться, садиться, ползать, говорить.

«Если заболевание не лечить, то неприятная симптоматика может преследовать человека всю жизнь. И даже обладая высоким уровнем развития, взрослые люди с диагнозом СДВГ сложно адаптируются в социуме: не могут сосредоточиться на работе, провоцируют конфликты, с трудом выстраивают личные отношения», — предупреждает наш эксперт.

Рассеянность и невнимательность у детей

Каковы основные проявления гиперактивности и дефицита внимания, существует ли разница между этими понятиями?

Дефицит внимания, не дополненный гиперактивностью, проявляется как рассеянность, невнимательность, равнодушие к словам окружающих, забывчивость, неорганизованность. Ребенок словно витает в облаках: теряет вещи, отвлекается, ни на чем не может сосредоточиться. Такое поведение часто встречается у девочек, несмотря на то, что в целом СДВГ наиболее распространен у представителей сильной половины человечества.

В свою очередь, гиперактивность без примеси недостатка внимания имеет такие проявления, как беспокойность, суетливость, активность без конкретной цели. Гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте: он то и дело вскакивает, куда-то бежит, возвращается, елозит на стуле, заламывает кисти рук. Таким детям сложно выдержать целый школьный урок, не вставая. Они болтливы, не умеют играть в спокойные игры, часто подвергают себя опасности.

Как лечится и корректируется СДВГ?

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным, поэтому работа с детьми с СДВГ включает в себя три практически равнозначные составные части:

  • психологическая коррекция;
  • терапия медикаментами;
  • родительская поддержка.

Задача лечащего врача и психолога — сформировать у маленького пациента новые навыки поведения. Задача родителей — закрепить их, внедрив в повседневную жизнь. При этом ребенку важно дать ощущение, что дома его понимают и поддерживают.

Рассеянность и невнимательность у детей

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Может ли проблема СДВГ исчезнуть сама по себе?

«Такой вариант возможен, но довольно редко, — говорит Екатерина Талакова. — Ведь существует две формы СДВГ — простая и осложненная. Первая характеризуется лишь рассеянностью и гиперактивностью, в некоторых случаях ее удается перерасти. При осложненной форме к симптомам добавляются расстройства сна, головные боли, панические атаки, заикание и так далее. В этом случае лечение крайне необходимо, так как с возрастом симптомы только усугубляются».

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.

По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью.

Рассеянность и невнимательность у детей

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой.

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу — детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был послушным, спокойным и внимательным!

В МСЧ № 157 ведет прием детский невролог, врач высшей категории ЛАТЫШЕВА М.И.

Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон. Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции. Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог.

Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.

Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:

Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.

  • зрение, слух, обоняние, осязание;
  • тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
  • вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
  • проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.

Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.

Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:

  • трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
  • ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
  • быстро надоедают занятия, игрушки;
  • игнорирует правила поведения;
  • забывает и часто теряет вещи;
  • плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
  • боится воды.

У младенцев

Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития. Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.

Дошкольники

В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику. Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.

Младшие школьники

В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.

Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.

Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.

Подростки

Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное. Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал. Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.

Программа восстановления

Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.

Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.

Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.

Рассеянность и невнимательность у детей

Нарушение внимания – это та проблема, с которой довольно часто сталкиваются родители ребенка.

В медицине выделяют даже отдельный термин для обозначения этого состояния «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», при этом повышенная активность ребенка не зря связана с основным словосочетанием предлогом, так как она может быть, а может и отсутствовать.

Актуально то, что данный синдром часто остается недиагностированным, родители связывают особенности поведения ребенка с его характером, а отсутствие концентрации на чем-либо – с возрастом или даже с гороскопом. Но это очень грубая ошибка, так как сегодня существуют эффективные способы лечения нарушения внимания, а отсутствие их своевременного применения ровно в половине случаев приводит к тому, что неумение концентрировать внимание сохраняется и во взрослом возрасте.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Итак, чаще всего синдром нарушения внимания встречается у детей от 4 до 7 лет, причем преобладают в их числе мальчики, превосходя по частоте распространенности синдрома у девочек в 9 раз.

Каков общий процент таких детей в популяции? От 3 до 10%.

Причем, как мы говорили выше, синдром может сохраняться и по мере взросления ребенка. Например, дети с нарушением внимания сохраняют его в подростковом возрасте в 80% случаев, а такие подростки более склонны к вредным привычкам и дурным компаниям, поэтому ни в коем случае нельзя приуменьшать социальную значимость этого состояния.

ПРИЧИНЫ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Выделяют ряд причин синдрома нарушения внимания у детей:

  • наследственность,
  • нарушение внутриутробного развития, воздействие на организм беременной женщины опасных для плода факторов (алкоголь, курение, некоторые лекарственные препараты, инфекции),
  • родовая травма (в том числе, роды путем кесарева сечения, использование щипцов, вакуум-экстрактора, рождение недоношенного ребенка или ребенка с гипоксией).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Хотя мы с вами рассмотрели данные статистики и развитии синдрома нарушения внимания в возрасте от 4 до 7 лет, обычно к врачу родители таких детей обращаются, когда их детям уже 8-10 лет. Почему это так происходит? Потому что именно в этом возрасте от ребенка уже ждут некоторой самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности, а при нарушении внимания данных качеств у ребенка, конечно, нет.

Итак, синдром дефицита внимания проявляется в следующем:

  • ребенок не может сосредоточиться, не может доделать что-либо до конца, особенно ярко это проявляется, когда есть отвлекающие факторы – в таких ситуациях ребенок с нарушением внимания вообще не может доделать необходимое,
  • часто забывает, что нужно выполнить, или теряет вещи,
  • легко отвлекается,
  • обладает повышенной возбудимостью,
  • не проявляет упорства в школе, в спорте, в игре со сверстниками, быстро теряет интерес к действию, даже к любимому мультфильму,
  • может сопровождаться гиперактивностью, качественно и количественно превосходящую возрастную норму двигательной активности,
  • может сочетаться с импульсивным поведением (нарушением дисциплины во время уроков, конфликтным решением вопросов с одноклассниками вплоть до драк, хулиганскими выходками),
  • эмоциональные нарушения (вспыльчивость, неуравновешенность).

Всё это мешает и обучению, и социализации, и поиску своего места в жизни, своего правильного пути.

Кроме того, дети с синдромом дефицита внимания часто имеют проблемы со сном, не могут заснуть вовремя, а утром из-за этого чувствуют себя сонными, что еще больше влияет на их успеваемость. Также у них чаще, чем у других детей, встречается ночное недержание мочи.

Такие дети часто одиноки, не могут найти общий язык со как взрослыми, так и с детьми. И это всё при том, что дети с нарушением внимания, в основном, экстраверты! То есть, жаждут общения, но из-за своего синдрома дефицита внимания не могут друзей сохранить и быстро их теряют.

Когда читаешь весь этот список симптомов, уровень сочувствия таким детям очень растет. И уже не терпится найти ответ на вопрос, как помочь такому ребенку? Как его вылечить?

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Первое и самое главное – родители должны понимать, что ребенок не специально так себя ведет. И его не нужно ругать – к нему необходимо искать подход. А наказания здесь будут иметь обратный эффект, замыкая порочный круг.

Когда родители это примут и будут стараться сделать все, чтобы их ребенок избавился от мешающего жить, прежде всего, ему самому синдрома, тогда можно приступать к лечению.

Сегодня существует эффективный, уже доказавший свою результативность, метод, применение которого действительно помогает детям с нарушением внимания. Это остеопатия.

Специальные мягкие безболезненные методики, которые применяются врачами для коррекции нарушений внимания, относятся к разделу краниосакральной терапии, то есть воздействуют на отделы головного мозга, а в данном случае за те зоны, которые отвечают за внимание, запоминание и концентрацию, за зоны, которые были повреждены под воздействием перечисленных нами выше причин.

Неоспоримое преимущество остеопатии заключается в том, что зачастую ее применение позволяет избежать приема ребенком таким препаратов, как психостимуляторы на основе амфетамина, нейролептики и антидепрессанты. Ведь их применение не только имеет множество побочных эффектов в виде нарушений роста, ранних инсультов, галлюцинаций, но и вызывают привыкание!

Есть ли побочные эффекты у остеопатии? Только положительные. Ведь остеопат – это врач, который путем манульной диагностики исследует не только ту область, на проблемы в которой указывает клиническая картина заболевания. Наработанная годами упорного труда чувствительность рецепторов позволяет определить и другие сопутствующие заболевания в организме ребенка при их наличии, а также воздействовать на них с помощью подбираемых индивидуально для каждого ребенка методик. И за это не нужно будет платить дополнительно, ведь остеопатия – это наука, для которой организм человека представляет собой единое целое. Курс из нескольких процедур, количество которых всегда обсуждается с доктором индивидуально на первичном приеме и зависит от многих факторов здоровья ребенка, позволяет добиться стойкого положительного эффекта в лечении детей с нарушением внимания и одновременно произвести профилактику других заболеваний, в том числе, и простудных.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что своевременное посещение опытного врача-остеопата позволит вам быть спокойным за здоровье вашего малыша.

Дорогие родители, если остались нераскрытыми интересующие вас вопросы, мы готовы уделить вам внимание! Вы можете задать их нам в расположенной ниже форме, и мы обязательно вам ответим!

Рассеянность и невнимательность у детей

До наступления весны осталось чуть больше месяца. Специалисты Роспотребнадзора отмечают повышение утомляемости учащихся школьных учреждений в весенний период. В сообщении также говорится о повышенной сонливости школьников, вялости, снижении активности, невнимательности и рассеянности.
Особенно это касается младших школьников.

На это могут влиять факторы:

  • весенний авитаминоз,
  • хронические заболевания,
  • конфликтные ситуации, травмирующие психику,
  • увеличенные нагрузки в школе, спортивных секциях,
  • часто неоправданные требования родителей и педагогов.

Как помочь школьникам преодолеть такие нагрузки?

  • соблюдение режима дня, полноценный сон для ребенка – 8-9 часов, младшим школьникам и часто болеющим детям рекомендуется дневной сон;
  • рекомендуется снизить загруженность ребенка, этого можно добиться за счет уменьшения количества часов в кружках или секциях; если школьник посещает уроки в первую смену, то время для выполнения уроков лучше назначить на 15-16 часов в пик физической активности;
  • время на выполнение домашнего задания по нормам не должно превышать 1,5 часа во 2-3 классах, в 9-11 классах — до 3,5 часов, учащимся первого класса задание на дом не должно выдаваться;
  • прогулки на улице, спортивные упражнения, активные игры желательны для школьников всех возрастных категорий;
  • правильное питание, богатое белком, витаминами и микроэлементами, очень необходимо в этом возрасте. Частота приема пищи – 5 раз и более за сутки. В рационе питания школьника должны присутствовать мясные, рыбные блюда, молоко, фрукты и овощи.

При соблюдении этих простых правил ребенок забудет о слабости и плохом самочувствии в весенние дни и почувствует себя бодрым и полным сил.

В весенний период у детей снижается успеваемость по многим предметам. Для устранения данных проблем необходима как педагогическая помощь: психолога, логопеда, так и медикаментозная помощь со стороны врачей: психиатра, невролога, эндокринолога.

Психолог проводит работу по:
1) мотивации на учебную деятельность;
2) повышению работоспособности;
3) повышению уровня концентрации внимания и памяти.

‍Работа логопеда будет направлена на:
1) коррекцию дисграфии;
2) тренировку технике чтения;
3) работу над совершенствованием грамматического строя речи;
4) развитие связной речи;
5) пополнение и расширение словарного запаса.

Невролог оценит состояние нервной системы и даст рекомендации по медикаментозной коррекции, необходимости физиотерапии и массажа.

Консультация детского эндокринолога позволит уточнить причины вялости, повышенной утомляемости, раздражительности у ребенка. Выявление нарушений в работе эндокринной системы даст возможность рекомендовать целенаправленное лечение, с последующим наблюдением за состоянием ребенка.

В центре здоровья детей «Неболейка» ведут прием и готовы оказать помощь вашим малышам высококвалифицированные специалисты.

Записаться на приём Вы можете здесь или по тел. 711-100, 255-100.
*Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.

Центр здоровья детей «НЕБОЛЕЙКА»
г. Киров, ул. Воровского/Володарского, 27/138
РЕЖИМ РАБОТЫ:
С понедельника по пятницу с 7.00 до 20.00
Суббота с 8.00 до 18.00
Воскресенье с 8.00 до 16.00

По данным различных исследований, гиперактивностью страдают до 18 % детей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Она серьезно мешает их адаптации в обществе.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) характеризуется выраженной невнимательностью и (или) гиперактивностью с импульсивностью.

Рассеянность и невнимательность у детей

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость. Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой.

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу — детскому неврологу для проведения обследования, так как причиной гиперактивного поведения ребенка могут являться психические заболевания, заболевания нервной системы, последствия травм головы.

Каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был послушным, спокойным и внимательным!

В МСЧ № 157 ведет прием детский невролог, врач высшей категории ЛАТЫШЕВА М.И.

Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

Причины

Снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. Нарушения концентрации внимания могут быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата, победить. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, нехватка витаминов и микроэлементов, сниженная энергетика организма, слишком длительное сидение перед телевизором и у компьютера, неправильное питание, стрессы, неполноценный отдых и сон.

Чем меньше ребёнок, тем более сосредоточенно он занимается своим делом и не реагирует на отвлекающие объекты. У маленьких детей интерес более устойчивый. С возрастом первоначальная увлечённость уменьшается, познавательный инстинкт ослабевает, особенно если деятельность не вызывает особого интереса у ребёнка. Постепенно появляется привычка реагировать на малейшие отвлекающие элементы (что-то упало, кто-то зашёл, зазвонил телефон и т.п.)

Устойчивость внимания во многом зависит от субъективных факторов – от внутреннего состояния, настроения. Если человек заставляет себя быть внимательным – это произвольное внимание. Внимание, которое поддерживается без всяких усилий, само по себе – непроизвольное. Произвольное внимание можно развить, сделать себя более внимательным. Это требует настойчивости, проявления интереса к тому или иному занятию и понимания значения своих действий.

Виды нарушения внимания

Выделяют три типа нарушения внимания:

1 Рассеянное внимание, также называемое «порхающим», которое характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.

2 Невнимательность, называемая «невнимательностью ученого», которая характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.

3 Рассеянность внимания, которая характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. Невнимательность последних также называют «стариковской рассеянностью».

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо проведение следующих исследований:

— рентгенограмма головы;
— клинический или дифференциальный анализ крови;
— КТ или МРТ головы;
— электрокардиограмма (ЭКГ);
— электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
— анализ на электролит;
— анализ на токсикологию;
— анализ мочи.

Лечение

Если внимание нарушилось из-за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления, то лечение здесь не требуется. Главное наладить режим дня, не переутомляться, равноценно распределять часы работы и отдыха.

Важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

Помните, что интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби. Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться.

Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

Самолечением в этом случае заниматься нельзя, а надо срочно обратиться к врачу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector